Lui-kafe.ru

Кафе "Луи"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие драгоценные камни выращивают искусственно?

Синтетические камни в ювелирных изделиях: за и против

Большая часть рубинов, сапфиров, изумрудов и других вставок в украшениях сегодня являются синтетическими. Об этом не говорится в рекламе, но достаточно посмотреть на товарную бирку, чтобы убедиться – в 90% случаев рядом с названием камня будет стоять «синт.» или иное указание на искусственное происхождение вставки, например, «г/т изумруд». Именно отсюда берется огромная разница в цене, например, на кольцо с рубином, в разных магазинах. Так ли это страшно, и какими могут быть синтетические камни в ювелирных изделиях?

  1. Синтезированные аналоги драгоценных камней – что это?
    1. Плюсы и минусы синтетических камней
  2. Синтетические имитации драгоценных камней
    1. Фианит
    2. Муассанит
      1. Что значит «настоящий муассанит»
    3. Стразы
  3. Как появились синтетические камни
    1. Методы выращивания искусственных минералов
    2. Синтетические драгоценные камни в России
    3. Есть ли мода на синтетические камни
  4. Отличия синтетических и природных драгоценных камней
    1. Как отличить синтетический сапфир
    2. Как отличить синтетический рубин
  5. Природный шедевр или его копия – что выбрать

Синтезированный ювелирный камень как аналог

Натуральные синтетические камни – так иногда называют искусственно выращенные рубины, сапфиры, бриллианты. Их состав идентичен природным аналогам, но, в отличие от них, они выросли в лабораториях – не за миллионы лет жизни планеты, а за считанные минуты, недели, месяцы.

Отметим, что, согласно российскому законодательству (ст.2 ФЗ 41 от 26.03.98), к категории драгоценных относят камни исключительно естественного происхождения, в т.ч. алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, жемчуг, уникальные образцы янтаря. Так что выражение «синтетические драгоценные камни» является неправомерным с юридической точки зрения.

Преимущества и недостатки синтетических драгоценных камней

Синтетические аналоги драгоценных камней обладают целым рядом преимуществ:

  • стоят дёшево;
  • за счет искусственного происхождения в них отсутствуют трещинки, их проще гранить – применим любой тип огранки;
  • можно вырастить сапфир или рубин в форме, удобной для выбранной огранки;
  • синтетика не нуждается в дополнительной обработке (облагораживании).

Казалось бы, сплошные преимущества. И всё же натуральные камни стоят в десятки, сотни и тысячи раз дороже искусственных. Чем же они так ценны? Для одних людей важно осознание подлинности. Для других покупка натуральных драгоценных камней – своеобразная инвестиция. Ну а третьи верят в магию камней. С этой точки зрения силу талисмана или оберега имеет только минерал природного происхождения.

Камни как имитация

Имитация – это не подделка. Мы не рассматриваем случаи, когда один камень выдают за другой (например, гранат или турмалин за рубин) или и вовсе заменяют стеклом или пластмассой. Мы не говорим на тему подмены понятий, когда продавец запутывает покупателя, используя название драгоценного камня для выгодной продажи менее ценного, например, как в случае с «якутским изумрудом» – хромдиопсидом. Мы говорим только об искусственно синтезированных камнях, которые легально используются в ювелирных изделиях как недорогая замена драгоценным, отличаясь от них по составу, но напоминая внешним видом.

Фианит

Фианит – искусственный аналог бриллианта. Он отличается по составу (это диоксид циркония), но схож с алмазом по таким характеристикам, как показатель преломления, имеет алмазный блеск. Твердость фианита по шкале Мооса в сравнении с бриллиантом ниже, 8 против 10. Казалось бы, немного, всего 2 балла, но на деле это означает, что фианит примерно в 180 раз мягче алмаза, к тому же отличается хрупкостью. Вот почему не стоит выбирать его для помолвочных или обручальных колец – он не выдержит ежедневного ношения. В цветной версии фианит заменяет изумруд, рубин, сапфир.

Фианит изобрели в СССР в 1968 году. Сейчас это самая популярная имитация бриллианта – стоит копейки, выглядит эффектно. А вот в первые годы производства он экспортировался по той же цене, что и бриллианты.

Есть легенда, что в СССР несколько лет не афишировали изобретение фианита и успели сбыть немалые партии искусственных камней под видом первосортных бриллиантов. С 1972 года фианиты в СССР заменили собой бриллианты в ювелирных изделиях массового производства.

Муассанит

Муассанит по своему составу является карбидом кремния. Сегодня этот камень активно рекламируется как чудесная замена бриллиантам – не просто равнозначная, но даже превосходящая по качеству. Указываются такие преимущества:

  • более высокий, чем у алмаза, коэффициент преломления света (неестественный для бриллианта блеск – один из признаков, по которому эксперты определяют муассанит);
  • более высокий показатель дисперсии, то есть лучшая «игра» камня (однако в большинстве случаев для того, чтобы камень «заиграл», нужна огранка, отличная от классической бриллиантовой);
  • твердость, превышающая показатели драгоценных корундов – сапфиров и рубинов (9,25 против 9).

Природные муассаниты встречаются реже алмазов, при этом совсем не ценятся – это мелкие, с некрасивым грязно-коричневым цветом кристаллы, непригодные для использования в ювелирном деле. Даже искусственно синтезированные камни всегда имеют желтовато-зелёный оттенок.

«Настоящие» муассаниты

До 2016 года патент на изготовление синтезированных муассанитов принадлежал американской компании. Сейчас же его действие истекло, и основной производитель сырья – Китай. Отсюда разделение на «настоящие» муассаниты (произведенные в США) и «ненастоящие» китайские. В обоих случаях это синтетический искусственный камень, который не относится к драгоценным.

Учёные из КНР разработали технологию покрытия муассанита алмазной плёнкой, что позволило убрать некрасивый оттенок. Наличие этой плёнки сбивает с толка даже даймондтестеры: они могут путать муассанит с бриллиантом. Стоимость американского муассанита выше китайского: большой камень стоит как маленький бриллиант.

Стразы

Стразы, то есть ограненные кусочки стекла, стали первыми кристаллами, заменившими драгоценные камни в украшениях – примеры их использования известны еще со времен Средневековья. Для имитации цветных кристаллов, рубинов, сапфиров и изумрудов, под стразы подкладывалась цветная фольга. Название же произошло от имени Георга (Иозефа) Штрасса. Этот ювелир в 18 веке изобрел свинцовый хрусталь – токсичный материал с отличными показателями игры и блеска.

На сегодня самые известные стразы – это, конечно, австрийские Сваровски. Состав засекречен, однако совершенно точно в нём нет вредного свинца (в кристаллах, произведенных после 2011 года). Говорят о том, что активно рекламируемый бриллианит также является огранённым стеклом, однако точных данных об этом виде вставки нет.

История появления синтезированных камней

Попытки синтезировать драгоценные камни предпринимались на протяжении столетий, и всё же Огюст Вернейль был первым, кому удалось получить достаточно крупные образцы. Первым синтетическим камнем стал рубин. Уже в начале 20 века красный корунд стали синтезировать в промышленных объемах – как многие камни, рубины используются не только в ювелирном деле, но и промышленности.

Для выращивания минерала применяются различные методы, однако общий принцип у них всё же есть: низкокачественное сырье измельчается, и на его основе в искусственных условиях выращивается камень. Чаще всего применяют:

  • Метод Вернейля – для сапфира, рубина, шпинели, рутила и фабулита. Основан на использовании натурального низкосортного сырья, измельченного в порошок (шихта) и затравки.
  • Метод Чохральского – для выращивания александрита, сапфира, граната, шпинели, танзаниона. Используется с 1950-х годов, дает возможность выращивать крупные кристаллы, контролируя их рост. По-английски такие камни называют pulled, что значит «вытянутые». Минерал буквально вытягивают из расплава сырья.
  • Гидротермальный (г/т) метод – для изумруда, аквамарина, морганита, сапфира, рубина, берилла. Измельченный природный камень переводится в водный раствор, и в автоклавах воссоздается кристалл с перестроенной структурой.

Синтетические камни в России

Старшее поколение любит повторять: «Это сейчас у вас одна синтетика, а вот раньше…». А что же раньше? Серьги, кольца и подвески, доставшиеся нам от мам и бабушек, почти всегда инкрустированы синтетическими камнями. Натуральные либо отправлялись за границу, либо пускались на нужды промышленности и военно-промышленного комплекса, либо вовсе не добывались.

1966 признается годом начала массового производства ювелирных украшений в СССР. Вставками в них были выращенные по методу Чохральского синтетические рубины, сапфиры, александриты. Синтетических изумрудов СССР не производил, поэтому есть шанс, что зеленая вставка маминого кольца является природным изумрудом или хотя бы натуральным бериллом.


Эксклюзивное кольцо с натуральными сапфирами, рубинами, тсаворитами 921257К

Модная синтетика

Нужно сказать о том, что на имитации бывает мода. Сейчас многие в восторге от муассанита, ранее популярностью пользовался фианит, а ещё раньше, вскоре после Второй мировой войны, хитом продаж был синтетический рутил, который также называли титанием, бриллианте, даймотистом, rainbow diamond (радужным бриллиантом).

У рутила показатели преломления выше, чем у алмаза, в нём можно заметить радужное сияние, чем и был вызван восторг публики. Правда, интерес к рутилу довольно быстро спал. В камне присутствует эффект двупреломления, что затуманивает его тыльные грани. Так что синтетика может быть модной, а бриллианты… Бриллианты – это навсегда!

В чем основные отличия синтезированных и натуральных камней

Отличить сапфир или рубин синтетический и натуральный «в домашних условиях» крайне сложно, поэтому наилучший способ не ошибиться при покупке – совершать её в проверенных местах и внимательно изучать товарную бирку, не стесняясь задавать продавцу вопросы. Даже экспертам не всегда бывает легко определить происхождение камня. «Синтетику» могут выдавать округлые пузырьки воздуха, наличие пылевидных включений, изогнутые линии роста минералов.

Синтетический сапфир: отличие от натурального

Синтетический сапфир – камень, имеющий тот же состав, что и натуральный. Если вы видите золотое кольцо с крупным сапфиром, которое стоит 8000 руб., можете не сомневаться – перед вами синтетический сапфир. Несмотря на сезонные распродажи, акции, закрытия магазинов, натуральный камень стоит дороже.

Синтетический сапфир безупречен и кристально чист, его цвет ровный, что редкость для натурального корунда. Исследование под микроскопом обнаружит нехарактерную для естественного образования структуру роста. Цена качественного синтетического сапфира намного выше стоимости имитаций, например, фианита сапфирового цвета.

Синтетический рубин: отличие от натурального

Низкая цена, неестественная чистота и однородность цвета – первое, что должно навести вас на мысль об искусственном происхождении рубина. В природе редко встречаются крупные красные корунды, а потому размеры более 1 карата должны насторожить. Кроме того, синтетический рубин изменит свой цвет в свете ультрафиолетовой лампы. Под лупой в нём можно разглядеть включения-пузырьки (в натуральном – иголочки).

Что купить, натуральные драгоценные камни, их синтезированный аналог или имитацию – решать только вам. Ситуация с камнями похожа на ситуацию с произведениями искусства. Вы можете купить оригинал Моне (натуральный бриллиант), его живописную копию (искусственно синтезированный камень) или постер (фианит, муассанит, стразы). Во всех трёх случаях никто не обвинит вас в отсутствии вкуса. Однако вряд ли вы будете с гордостью показывать гостям постер.

Дворец обручальных колец предлагает ювелирные изделия, которые достойны стать фамильными драгоценностями. Наши украшения – с натуральными драгоценными камнями.

Нижний Новгород
ул.Ульянова, 5

dok_novgorod@cokgold.ru

+7 (996) 066-73-09
вопросы по работе салона

+7 (911) 205-53-66
вопросы по кольцам и наличию,
c 13 до 21

+7 (999) 53-167-07
жалобы, критика, с 10 до 20

Синтетические ювелирные камни, выращенные гидротермальным методом синтеза

завлабораторией и доцент Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Геммологический институт», Graduate Gemologist GIA

Другие публикации эксперта:

  • Турмалин параиба – один из самых популярных камней на современном ювелирном рынке
  • Облагораживание изумрудов
  • Диффузионное облагораживание корундов: сапфиров и рубинов
  • Облагораживание рубинов и сапфиров методом заполнения трещин стеклом
  • Виды облагораживания цветных камней, наиболее распространенные на современном ювелирном рынке

В последние годы на рынке ювелирных камней особенный интерес проявляется к различным синтетическим камням. Как известно, синтетические камни имеют такой же химический состав, кристаллическую структуру и свойства, как и природные камни. Но стоимость у большинства значительно ниже, чем у их природных аналогов. Использование синтетических вставок в ювелирных изделиях, таким образом, становится достаточно популярным, особенно в условиях экономического кризиса. И очень важно, чтобы информация при продаже подобных изделий была правильно раскрыта.

Читать еще:  Какой сорт винограда лучше выращивать в средней полосе?

Методов синтеза, применяемых для производства ювелирных материалов, достаточно много. Мы рассмотрим гидротермальный метод синтеза, используемый в настоящее время для получения достаточно большого диапазона синтетических камней. При гидротермальном методе синтеза кристаллы выращивают из водного раствора питающего материала в зарытом герметично сосуде высокого давления, представляющего собой стальной автоклав. Высокое давление используется для того, чтобы поднять точку кипения воды и увеличить таким образом реакционную способность воды. Внутренние стенки автоклава часто делаются из благородных металлов (золото, платина, серебро). Первоначально метод разрабатывался для выращивания кристаллов кварца. Первые кристаллы синтетического кварца были получены в 1905 г. в Италии. В России опыты по синтезу кварца начались в 1945 г., когда начались планомерные исследования по выращиванию этого минерала в институте кристаллографии АН СССР.

Диагностика синтетического кварца часто является огромной проблемой, но, к сожалению, ей не придается серьезного значения. Тот факт, что кварц является недорогим ювелирным камнем, создает ощущение того, что не стоит беспокоиться по поводу его идентификации, однако важно понимать, что синтетический кварц производится и продается в больших количествах, и в торговле необходимо давать правильное представление о продаваемом материале. Иногда синтетические аметисты бывают подмешаны в лоты природных камней. Иногда для точной идентификации может потребоваться исследование в хорошо оснащенной лаборатории, и бывают случаи, когда определение происхождения кварца практически невозможно.

Синтетический кварц выращивают различных цветов, в том числе бесцветный, зеленый, синий и др., но наибольший интерес для покупателя представляют такие разновидности кварца, как аметист, цитрин и аметрин. При определении происхождения кварца необходимо в первую очередь исследовать внутренние особенности. Наличие газово-жидких включений, называемых часто «тигровая шкура», минеральных включений (гематита, гетита и др.), контрастное зонально-секториальное распределение окраски, наличие абсолютно бесцветных зон, угловатая цветовая зональность доказывают природное происхождение кварца.

В синтетических кварцах могут присутствовать включения, напоминающие так называемые «хлебные крошки» (рис. 1), специфические трехфазные включения, похожие на гвоздики со шляпками (заполненные жидкостью ростовые каналы, с одной стороны оканчивающиеся включением), которые называют «спикулы» или «морковки» (рис. 2). Иногда в некоторых природных камнях могут наблюдаться включения, напоминающие «хлебные крошки», но при большом увеличении подобные включения в природных камнях более похожи на очень мелкие белесые хлопья ваты.

Наиболее часто на рынке встречается аметист. Синтетический аметист обычно никогда не проявляет сильно выраженной цветовой зональности, которая присутствует в некоторых природных аметистах (яркие цветные зоны граничат с бесцветными). Синтетический материал проявляет исключительно четкую цветовую зональность только тогда, когда в камне сохранилась затравочная пластина. В синтетических аметистах наблюдается линейная цветовая зональность только в одном направлении, и при этом нет абсолютно бесцветных зон. Двойникование, развивающееся в синтетическом аметисте, приводит к появлению конусообразных ярких или темных секторов, расширяющихся от затравочной пластины к периферии кристалла. Наличие данных выделенных цветом секторов служит четким диагностическим признаком синтетического происхождения аметиста (рис. 3).

Первоначально идентификация синтетического аметиста была несложной, так как не синтезировалось сдвойникованного материала. Большинство природных аметистов проявляет двойникование по бразильскому закону (рис. 4), которое никогда не проявлялось в более старом синтетическом кварце. Исключение из этого правила составляли природные аметисты из района Брандберг в Намибии и многие аметисты из Мексики, но эти месторождения не имеют высокого коммерческого значения.

Диагностика усложнилась, когда производители синтетического кварца стали использовать затравочные пластины, в которых было проявлено бразильское двойникование, переходящее в синтетический кварц. Но это остается сегодня относительной редкостью.

В синтетических цитринах может формироваться волнистая цветовая зональность в одном направлении, перпендикулярно оптической оси, что служит неопровержимым доказательством синтетического происхождения камня. В некоторых случаях в ограненных камнях могут присутствовать фрагменты затравочных пластин из бесцветного синтетического кварца, отделенных от наращенного слоя выраженной, как бы припыленной здиков со шляпками». [2]

Рис. 1. Включения в виде «хлебных крошек» в синтетическом кварце, фото David Hargett. [1]

Рис. 2. Включения в синтетическом кварце, так называемые «спикулы в виде гвоздиков со шляпками». [2]

Рис. 3. Зональность в виде фрагментов конусообразных секторов насыщенной окраски в синтетическом аметисте. Фото Shane McClure. [1]

Рис. 4. Двойникование по бразильскому закону (в скрещенных поляризационных фильтрах в природном аметисте. [2]

В 1960 г .фирма «Лехляйтнер» (Австрия) получила первые образцы синтетического изумруда. Синтетические изумруды производятся сейчас в достаточно большом количестве разными производителями и являются довольно востребованными синтетическими камнями. Мы же остановимся на рассмотрении других разновидностей синтетического берилла, которые производятся в ограниченных количествах гидротермальным методом, но набирают сейчас заметную популярность. Синтетические бериллы различных цветов производятся в России (Тайрус, предприятие Emcom Ltd. совместно с Институтом кристаллографии Российской академии наук), Японии (ANICS – Adachi Shin Industrial Company), Чехии (Malossi Gemme Create), эксперименты по получению синтетических бериллов различных цветов проводились в США (Regency) и Австралии (Biron International Ltd.). Синтетические синие бериллы в России стали производить с конца 1980-х. Разновидности голубого цвета стали появляться с середины 1990-х. В 2006 г. появились новые гидротермальные синтетические синие бериллы, произведенные Malossi Gemme Create, Milan, Italy. Наиболее успешными коммерческими разновидностями являются голубая, розовая, красная, которые являются аналогами природного аквамарина и красного берилла соответственно. В 2007 г. Tairus Created Gems Co., Ltd (совместное российско-тайское предприятие) представила новый синтетический берилл сине-зеленого цвета, продаваемый под торговым названием «синтетический берилл цвета «Параиба». Производством синтетических цветных бериллов в настоящее время активно занимается фирма «Русджемс».

Бывают случаи, когда не очень добросовестные продавцы ювелирных камней предлагают синтетические бериллы под видом турмалина, а иногда даже выдают за синтетический турмалин!

Рис. 5. Синтетические бериллы, выращенные в России. [5]

Рис. 6. Синтетический берилл сине-зеленого цвета, продаваемый под торговым названием «синтетический берилл цвета «Параиба».

Рис. 7. Субпараллельные неоднородные структуры роста в синтетическом гидротермальном синем берилле производства Россия.

Основные физические свойства синтетических бериллов, такие как значения показателей преломления, плотность, проявление плеохроизма, не отличаются от свойств природных бериллов. Диагностическим же признаком данных камней являются характерные внутренние особенности. В первую очередь – это наличие неоднородных структур роста: так называемый «шеврон» и волнистые субпараллельные линии роста (рис. 7). Возникновение подобных структур связано с ориентировкой затравочной пластины.

Также в синтетических бериллах могут наблюдаться жидкие и газово-жидкие включения и встречаться так называемые «спикулы», образованные твердым включением и отходящим от него коротким коническим каналом, содержащим жидкость или жидкость и газ, которые являются также характерными внутренними особенностями для синтетических камней, получаемых гидротермальным методом.

В дополнение к микроскопическому исследованию для определения происхождения камня иногда необходимо применение неразрушающих аналитических и спектроскопических методов исследования для определения содержания элементов примесей.

История гидротермального синтеза корунда началась, когда в конце 1950-х годов Альбертом Болменом, Бобом Лодайзом в лаборатории «Белл» были получены первые кристаллы синтетических лейкосапфиров. Модифицированный вариант их метода можно было использовать для выращивания кристаллов синтетических рубинов. Гидротермальные синтетические корунды различных цветов, произведенные в России Институтом геологии, геофизики и минералогии (в Новосибирске), появились на рынке цветных камней в 1993 году. Технология производства синтетического корунда различных цветов гидротермальным методом была разработана исследователями совместного российско-тайского предприятия Tairus («Тайрус»). Это было достигнуто введением в синтетический корунд комбинаций различного количества примесей Ni2+, Ni3+ и Cr3+. Наиболее популярны на рынке синтетические рубины и синтетические сапфиры, хотя встречаются синтетические корунды других цветов.

Основным диагностическими признаками синтетических корундов, выращенных гидротермальным методом, являются так называемые субпараллельные (не совсем параллельные) полосы – границы между разноокрашенными секторами роста диагностических ростовых структур, образованных длинными тонкими микрокристаллами корунда, которые ассоциируются с характерным типом тонкой цветовой зональности (рис. 8). Иногда для ее наблюдения необходимо использование иммерсионной жидкости или применение скрещенных поляризационных фильтров. Если повернуть камень и посмотреть в направлении этих субпараллельных полос, то можно наблюдать характерные зигзагообразные или мозаичные ростовые структуры, называемые «шеврон» (рис. 9). Эти структуры можно видеть как в иммерсионный микроскоп, так и иногда без применения иммерсии. Однако в желтых и светло-голубых камнях данные ростовые особенности не видны и их диагностика осложнена.

Образцы синтетических гидротермальных корундов могут не иметь включений. Но в ряде случаев в камнях практически всех цветов наблюдаются газово-жидкие включения в виде «отпечатков пальца», идентичные подобным включениям в природных корундах. В желтых образцах наблюдаются большие двухфазные включения неправильных, удлиненных форм, расположенных вдоль плоскости перпендикулярно затравке.

Также в камнях различного цвета возможны включения хлопьевидных агрегатов медьсодержащих соединений синего цвета.

Плеохроизм сине-зеленых до зеленых синтетических гидротермальных сапфиров отличается от природных камней аналогичных цветов. У природных наблюдается сильный до среднего желтовато-зеленый, зеленый или синевато-зеленый параллельно оси С до синевато-зеленого и синего перпендикулярно оси С. У синтетических – красновато-оранжевый до желтовато-оранжевого параллельно оси С и синевато-зеленый до желтовато-зеленого перпендикулярно оси С. В камнях с содержанием Cr вдоль оптической оси наблюдается красновато-фиолетовый цвет плеохроизма, а перпендикулярно оптической оси – сине-зеленый (рис. 10). При исследовании химического состава синтетических корундов обнаруживается наличие примеси Ni, что никогда не отмечалось в природных камнях.

Рис. 8. Диагностические ростовые структуры в синтетических гидротермальных рубинах

Рис. 9. Характерные зигзагообразные структуры роста (так называемый «шеврон») в синтетических гидротермальных зеленых сапфирах. [10]

Рис. 10. Характерный плеохроизм, наблюдаемый в синтетических гидротермальных сапфирах: параллельно оси С красновато-фиолетовый, а перпендикулярно – сине-зеленый цвет

АВТОРЫ

Хомрач Маргарита Владимировна, завлабораторией и доцент Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Геммологический институт», Graduate Gemologist GIA

Романова Екатерина Ивановна, доцент Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Геммологический институт», доцент кафедры геммологии МГРИ-РГГРУ, Graduate Gemologist GIA

Виды искусственных драгоценных камней и их свойства

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Особенности создания
  2. Разновидности
  3. Плюсы и минусы

Раньше ситуация с драгоценными камнями была простой и понятной: состоятельные люди носили драгоценности, а простой люд довольствовался обычными украшениями с более доступными самоцветами. Теперь ситуация в корне изменилась, ведь современный человек научился создавать большое количество драгоценных камней искусственным путем. Что собой представляют такие изделия, в чем заключается их особенность и какими свойствами они обладают?

Особенности создания

Синтетические драгоценные камни являются полным аналогом натуральных самоцветов. Отличие заключается лишь в нюансах создания — искусственные драгоценности создаются в условиях лабораторий или специальных фабрик, где большое количество специалистов помогает «родиться» камню, соблюдая все тонкости технологического процесса. По химическим и физическим характеристикам искусственный камень полностью соответствует своему природному аналогу, потому он не может считаться стеклянной имитацией и подделкой. Это качественный полноценный аналог.

Драгоценные самоцветы, которые создаются в искусственных условиях, имеют другое название — выращенный ювелирный камень. Оно полностью отражает их суть. Технологии создания искусственных драгоценностей полностью идентичны тем условиям, которые создает для них природа.

Но технологии существенно сокращают время создания камней. Если натуральный самоцвет может создаваться на протяжении сотен лет, то для искусственного аналога потребуется несколько часов, в редких случаях — несколько месяцев. Изначально оборудование и технологии для создания искусственных камней были очень дорогими. Поэтому и камни не могли стоить слишком дешево. Но этот процесс постоянно совершенствуется, за счет чего и стоимость таких ювелирных украшений снижается.

Читать еще:  Что выгоднее всего выращивать в теплицах круглый год?

Ученые тратили немало времени, сил и средств, занимаясь разработками для создания синтетических камней. И их открытия имеют огромное значение, которое заключается следующих факторах:

  • снижение стоимости ювелирных украшений, которые с искусственными самоцветами стали более доступными;
  • создание идеального камня без лишних вкраплений и прочих недостатков, ведь природе не всегда удается создать идеальный самоцвет;
  • замена драгоценных камней, запасы которых не безграничны в недрах земли;
  • расширение возможностей для использования драгоценных камней в промышленных сферах.

Благородные побуждения двигали учеными. К сожалению, их творения открыли возможности для мошенничества, ведь многие пытаются выдать искусственный камень за натуральный и при этом хорошо заработать.

Разновидности

С момента производства первого искусственного драгоценного камня ученым удалось значительно расширить список самоцветов, которые могут рождаться в лабораторных условиях. Синтетические самоцветы представлены в большом ассортименте, среди которого наиболее значимыми и интересными являются следующие варианты.

Алмаз

Алмазы активно производятся искусственным образом, более того, этот камень был одним из первых, который удалось синтезировать. Сейчас ученым не составит труда создать алмаз в 15 карат. Многие ювелиры используют эти камни в своих украшениях, выдавая их за настоящие. Отличить настоящий самородок от искусственного становится все сложнее, ведь ученые постоянно совершенствуют свои умения. Настоящий камень имеет включения минерального типа, а искусственные алмазы в своем составе имеют включения металлов.

Искусственные самородки не отличаются низкой стоимостью, поскольку процесс их создания является затратным.

Рубин и сапфир

Также активно создаются в искусственных условиях. Для их получения в исходный материал добавляет окись титана. После прохождения процесса огранки синтезированный камень приобретает звездчатый эффект, который присущ натуральному рубину и сапфиру. Для таких камней характерен ряд свойств и особенностей:

  • пористость на уровне нулевой отметки;
  • прочность, которая не меняется даже при воздействии агрессивных факторов;
  • высокие показатели прозрачности;
  • невосприимчивость к веществам, относящимся к обычным кислотам и большей части щелочных веществ;
  • плотность находится в пределах 3,98 – 3,99;
  • показатель твердости составляет 9;
  • камень быстро становится теплым, если его подержать в руке, в отличие от натурального аналога.

Изумруд

Для производства синтетических изумрудов используются два метода: флюсовый и гидротермальный. Для наращивания кристаллов используется затравка на берилл. На протяжении суток такой изумруд вырастает на 0,8 мм. Процесс изготовления таких самоцветов требует больших затрат, потому стоимость искусственного и натурального камня не особенно отличается. Поддельный изумруд в большинстве случаев имеет выраженную зональность окрашивания, что выделяет его происхождение. Также в таких самоцветах могут встречаться трубчатые включения и коричневые вкрапления оксидов железа.

Кварц

Полученный искусственным образом является весьма распространенным. Важной разновидностью этого самоцвета является гидротермальный аметист. Этот камень часто можно встретить в ювелирных изделиях, ведь он очень схож со своим аналогом. Отличить искусственный камень от натурального бывает очень сложно, помочь может только сложная диагностика. Еще одной разновидностью кварца является аметрин, он также производится гидротермальным методом. Аметрин выделяется зональностью окраски и структурой двойникования.

Фианит

Является одним из немногих искусственных камней, у которых не бывает природного аналога. В народе фианит называется искусственным бриллиантом за схожесть с этим драгоценным камнем. В действительности фианит с бриллиантом ничего общего не имеет.

Ситалл

Является искусственным аналогом топаза. Все его свойства максимально приближены именно к топазу. Ситалл отличается кристальной прозрачностью и широким спектром оттенков. Ювелирные мастера любят этот камень, ведь даже в крупных экземплярах ситалл безупречен во всех отношениях.

Гранатит

Создается из иттриево-алюминиевой окиси, для которой характерна структура граната. Этот камень в чистом виде не имеет цвета, для него характерна плотность 4,54 и твердость на уровне 8 (шкала Мооса). Для получения гранатита используются специальные аппараты и создаются особые условия (высокая температура и вакуум). Из расплава вытягиваются кристаллы.

Использование той или иной добавки позволяет окрашивать камень в различные оттенки.

Жемчуг

Также научились выращивать в искусственной среде. Для этого используются моллюски, которые содержатся в особых условиях. Жемчужины, полученные в искусственных условиях, могут отличаться от натурального жемчуга своей идеальной формой, но в целом выглядят так же, им присущ такой же блеск и перелив, которыми обладают натуральные жемчужины. Длительность создания жемчужины может длиться 7 лет. При выращивании жемчуга можно придавать ему нужную форму и добиваться необходимых размеров.

Сапфировое стекло

Это монокристаллический алюминий. Этот материал идеально подходит для изготовления часов. Структура сапфирового стекла очень схожа с синтетическими сапфирами. Отличия заключаются в высокой степени прозрачности и износоустойчивости, потому стекло в изделиях длительное время сохраняет свои свойства и увеличивает срок службы всего механизма.

Плюсы и минусы

Эти драгоценности уникальные и обладают рядом особенностей, которые выделяют их и делают привлекательными в глазах мастеров и ценителей прекрасного. К плюсам можно отнести такие характеристики:

  • идеальная огранка, которая не всегда является доступной для натуральных самоцветов;
  • более яркий цвет и чистая структура, что не всегда встречается в естественных камнях;
  • отсутствие реакции на жирную среду (в то время как натуральные могут тускнеть даже от долгого контакта с кожей человека);
  • максимальный коэффициент преломления;
  • более доступная стоимость;
  • долговечность и простой уход.

Минусами можно считать лишь несколько моментов – это осознание того, что натуральный камень придает его владельцу какой-то вес в собственных глазах, ощущение уверенности в себе. Но это лишь психологический настрой человека.

Искусственный камень не станет помощником в целительных и магических сеансах, поскольку изначально не обладает определенными свойствами, которые целители и астрологи приписывают натуральным камням.

О том, как отличить искусственные камни от природных, смотрите в следующем видео.

Отличия натурального камня от искусственного

Ювелирные изделия – эффектные и дорогостоящие подарки для любого человека. Если украшения из металла можно легко определить на подделку, то драгоценные камни вызывают больше вопросов. Магазины, занимающиеся продажей драгоценностей, как правило, имеют необходимые документы и сертификаты, подтверждающие подлинность натурального камня. Благодаря развитию мошенничества в больших масштабах, существует реальная угроза приобретения искусственного камня, тем более если покупка происходит на обычном рынке. Отличить натуральный камень от искусственного можно при помощи услуг ювелира или ломбарда, но стоимость данных работ зачастую завышена. Статья расскажет, как определить подлинность драгоценного камня в домашних условиях.

Сравнение природных и синтетических минералов

Синтетические минералы – камни, выращенные в лаборатории при помощи химических составляющих. Именно поэтому многие любители драгоценностей используют данный вид минерала, благодаря его низкой цене, благородному внешнему виду. Конечно, факт наличия искусственного составляющего должен быть объявлен покупателю. Сертифицированные ювелирные магазины вряд ли будут нарушать закон и под видом синтетического минерала предложат натуральный. Но если покупка происходит в мелких точках, то вероятность подделки вырастает вдвое.

Существуют три вида камней:

  • драгоценные – природный материал, обладает прочностью, привлекательностью (блеск, цвет, оптические эффекты): алмаз, рубин, сапфир, природный жемчуг;
  • полудрагоценные – остальные камни природного происхождения: аквамарин, бирюза, турмалин, опал, хрусталь, янтарь, другие;
  • поделочные – природный материал с непрозрачной структурой, которые менее прочны, в отличие от других видов камней: агат, сердолик, кошачий глаз и другие.

Классифицируют по происхождению:

  • натуральные;
  • синтетические;
  • имитации.

Подделанные, в свою очередь, подразделяются:

  • синтетические – искусственно взращенные в лабораторных условиях драгоценные камни;
  • подделки качественного характера;
  • имитации из стекла, пластика.

Отличить можно по нескольким факторам:

  • цена;
  • визуально;
  • физические свойства;
  • структура.

Драгоценные камни делятся на 3 вида: первого, второго и третьего порядка и отдельный вид – это поделочные

Отличия по цене

Справка. Одним из главных отличий натурального камня от синтетического является стоимость. Во многом цена природного зависит от редкости наличия в природе. Если драгоценность идеального вида и состояния, без дефектов, то стоимость увеличивается в несколько раз. Достоинство синтетических материалов – качественные характеристики, в отличие от природных камней, также низкая цена практически за тот же химический состав. Ценовая политика зависит не только от происхождения минерала, но от огранки и ее способов.

Стоимость искусственных колеблется от 1 цента до 150 $, в зависимости от камня, без огранки цена не превышает 10 $. Драгоценные природные минералы значительно выше оцениваются – от 10 до 100 $ без огранки. Огранённые камни натурального происхождения стоят как минимум 100 $ и достигают цифры в 30 000 $, такая разница зависит от качества и величины минерала.

Визуально различаемые параметры

При покупке драгоценностей человеку, который не разбирается в тонкости работы ювелирных мастеров, отличить подделку на глаз будет очень сложно. Оптические свойства – немаловажный фактор определения подлинности натурального камня. Под ними подразумевается цвет, блеск, сверкание, прозрачность, мутный или нет, иризация, другие световые эффекты. Отличить драгоценный камень от недрагоценного можно при помощи ультрафиолета. Искусственно выращенные имеют яркое свечение, в отличие от природных.

Физические свойства

Минералы в физическом смысле отличаются свойствами плотности, твердости, спайности:

  1. Плотность – определение соотношения массы камня к объему воды. При плотности ниже двух – легкие, от 2 до 4 – нормальные, от 5 и выше – тяжелые. Драгоценные минералы имеют плотность от 1-7.
  2. Твердость – определение возможности камня поцарапать поверхность или повредить сам минерал. Большинство натуральных минералов имеет твердость от 8 до 10 единиц по шкале твердости по Моосу.
  3. Спайность – возможность расщепляться, раскалываться на равные части. Раскалывание происходит за счет строения решетки кристаллов, также сцепления атомов в различных плоскостях.

Структура камня

К структуре камней относится определение химического состава, размера и формы кристалла. Благодаря уникальному химическому составу, натуральные породы долговечны. Размеры у натуральных камней небольшие, за редким исключением. Искусственные камни могут достигать любых размеров. Форма природного может быть очень сложной, и ее трудно обрабатывать. Химический состав минералов практически одинаковый, за исключением подделок. Практически все подделки изготавливают из стекла. Для бриллиантов используется фольга металлического содержания или ртуть. Янтарь, агат подделывают за счет пластмассы, бирюзу – фарфора.

Профессиональная оценка

Наука о самоцветах называется геммология. Специалисты в этой области собирают информацию о минералах и камнях. Производят специальную оценку, обозначая физические свойства минерала. В работе используют оборудование, которое определяет распределение цвета, зональности, структуру роста, – микроскоп, лупа, УФ-лампа и дихроскоп. Благодаря развитию технологий, с каждым годом определить идентичность происхождения камня становится сложнее. Помимо обычных инструментов, могут использоваться те, которые могут повредить структуру, что является неприемлемым в работе геммологов.

Каждый вид камня изучают разными способами. Ниже приведены самые популярные синтетические камни, как их отличают от натуральных специалисты:

  1. Искусственный алмаз. Главная разница — в алмазах, выращенных в лаборатории, присутствуют примеси железа, марганца и никеля, в свою очередь, в натуральных – только минеральные вкрапления. При помощи ультрафиолетовой лампы можно увидеть различие во флюоресценции, у алмазов натуральных – равномерное свечение.
  2. Синтетический изумруд. Отличие искусственного изумруда производится за счет обнаружения в составе трубчатых включений, вкраплений оксидов железа, также цветовой и ростовой зональности.
  3. Топаз. Отличительной чертой данного минерала является гладкость, за счет чего производятся такие камни, которые физически не могут быть природными.
Читать еще:  Как правильно выращивать цветную капусту в открытом грунте?

Оценка качества минералов

Экспертиза геммологического характера подразумевает оценку качества камня — его натуральность. Происходит в несколько этапов:

  1. I этап. Заключается в визуальном осмотре минерала, который обнаруживает сколы, царапины и потертости.
  2. II этап. В каждом минерале присутствуют примеси, геммолог отправляет на экспертизу в том случае, если включения имеют признаки неравномерности окраски и пузыри.
  3. III этап. При помощи приборов, таких как рефрактометр, полярископ, фильтр Челси, Джим-тестер, определяются физические и оптические свойства минерала.

Оценка качества базируется на программе «Правило № 4», которая подразумевает определение массы, цвета, качества и чистоты.

Как определить настоящий камень самостоятельно

Существуют четыре способа, которые помогут узнать, какой камень предлагает продавец:

  1. При помощи тепла. Природные породы всегда холодные, синтетические – теплые. Возьмите в руку драгоценность, сожмите или попробуйте на язык, при этом обязательно почувствуете разницу.
  2. При помощи слуха. Минералом постучите по металлу или стеклу, если услышите характерный звук – это натуральный. Чтобы понимать разницу, возьмите с собой обычную гальку, которая послужит отличительным материалом.
  3. Весовая методика. Самоцветы природного происхождения очень тяжёлые, по сравнению со стеклом или керамикой. Если камень в кольце, то используют специальное оборудование, чтобы достать минерал.
  4. При помощи проверки на царапанье. Древний метод различия камней. Обычно берут породу и царапают стеклянную поверхность или при помощи ногтя царапают поверхность камня. На практике у натуральных плотность разная. К примеру, алмаз и топаз поцарапать нельзя своими силами, но стекло можно. На лунном камне, опале, солнечном можно оставить царапину напильником, флюорит царапается ножом. Лучше для данной техники использовать специальные тестовые инструменты, которые всегда должны быть в наличии у ювелиров.

Какие камни имитируют

Имитация обычно изготавливается из стекла с добавками из пластмассы. Из этих материалов создают сердолик, хризопраз, бирюзу и другие. Используют также совмещения стекла с камнем. Отличить камень от стекла можно невооружённым глазом.

Для имитации используют следующие материалы:

  • природные материалы с низким качеством;
  • искусственно выращенные камни;
  • стеклянные материалы;
  • пластик;
  • кристаллы, которые прошли прессование.

Настоящие камни среди бижутерии встречаются редко, так как отличие природных и имитаций иногда слишком ярко выражено, и пользоваться популярностью такое украшение вряд ли будет.

Самостоятельно определить драгоценный камень практически невозможно, поэтому лучше обратиться к специалистам или опытным оценщикам.

Какие камни нельзя подделать

Подделывать камни, которые не пользуются популярностью, в природе их насчитывается не одна тысяча, не являются драгоценными, также с минимальной стоимостью, смысла нет.

В природе практически не осталось ценных камней, которые ученые не смогли бы имитировать. Драгоценные, которые очень редки, полихромные разновидности камней не имитируют. Трудно добиться определенного цвета кристалла, так как разница будет очевидна. Многие поделочные камни очень трудно имитировать, такие как агаты и александриты.

Заключение

В заключение стоит выделить основные отличия настоящего камня от подделки:

  • природа не создает идеальные драгоценные камни;
  • минералы редко могут встречаться больших размеров;
  • природные минералы холодные, искусственные – теплые;
  • натуральные — прочные;
  • искусственные — яркие;
  • природные камни имеют высокую стоимость;
  • у каждого продавца ювелирных изделий должны присутствовать документы и сертификаты, подтверждающие подлинность минерала.

Чтобы понимать разницу натурального камня и искусственного, нужно специальное образование, так как возможность узнать «на глаз» похожий на настоящий камень может закончиться потерей больших денежных средств.

Имитации прекрасно уживаются с натуральными, и если у них замечательная репутация. Некоторые образцы искусственных драгоценных камней могут быть отличным украшением коллекции.

Как синтезируют ювелирные камни

Современная история создания искусственных самоцветов началась в 1857 году, когда французский химик Марк Годэн, сплавив две соли — квасцы (сульфат калия и алюминия) и хромат калия, получил кристаллы рубина весом около 1 карата.

К синтетическим ювелирным камням относятся искусственно полученные моно- или поликристаллические и аморфные химические соединения. Среди синтетических ювелирных материалов можно выделить две группы. К первой относятся камни, представляющие собой структурные и химические аналоги природных кристаллов, но отличаются составом и содержанием микропримесей. К ним, например, относятся — алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, александрит. А ко второй группе — камни, полученные в лабораторных условиях, но не имеющие аналогов в природе, например, фианит, иттрий-алюминиевый гранат (ИАГ), галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ).

Методы синтеза драгоценных камней

В настоящее время применяются различные методы синтеза драгоценных камней и выращивания ювелирных кристаллов, основными из которых являются группы расплавных (методы Вернейля, Чохральского, зонной и гарнисажной плавки) и раствор-расплавных методов (методы флюса, гидротермального синтеза и синтеза ювелирных алмазов при высоких давлениях), а также некоторые другие.

Метод Вернейля. В 1896 году французский ученый Огюст Вернейль сконструировал специальную печь с водородно-кислородной горелкой для синтеза рубинов, и началась эра промышленного производства синтетических ювелирных камней.

Синтез драгоценных камней осуществляется из расплава, получаемого при плавлении шихты (в случае синтеза рубина шихта представляет собой смесь окислов алюминия и хрома). Печь сконструирована таким образом, что шихта осыпается вниз небольшими порциями в потоке кислорода, попадая в камеру горения, куда подается водород, и где расположена горелка. Здесь шихта плавится, а получившаяся капля попадает на керамическую подложку, на которой вначале образуется конус, переходящий потом в цилиндр — монокристалл. Полученный кристалл называется булей (см. фото 1), размер которой обычно составляет в длину 5-10 см при диаметре около 2 см (современные технологии позволяют получать були до 60-70 см в длину). Для получения були среднего размера требуется около 4 часов. Полученные кристаллы обладают сильным внутренним напряжением и часто раскалываются на несколько частей.

Фото 1. Разноцветные фианиты (сырье) и буля синтетического рубина (внизу) (коллекция ГЦ МГУ, фото авторов)

Методом Вернейля к настоящему времени удалось вырастить более ста различных видов кристаллов. Однако наибольшее промышленное значение он имеет, как правило, при выращивании рубина, сапфира и других окрашенных разновидностей корунда, включая и звездчатые камни, а также шпинели (См. фото 2).

Фото 2. Ограненные синтетические рубины и сапфиры (коллекция ГЦ МГУ, фото авторов).

Метод Чохральского. Данный метод позволяет получать кристаллы очень высокого качества. Исходное вещество (смесь окислов соответствующего состава) плавится в тигле из тугоплавкого металла (например, платины или иридия), который нагревается спиральным нагревателем, намотанным непосредственно на тигель. Кристаллизация начинается на затравке, касающейся поверхности расплава, которую постепенно вращают и поднимают (вытягивают) из расплава (со скоростью 5-30 мм/час). Полученные кристаллы представляют собой стержни диаметром 2,5-6 см и длиной 20-25 см. К кристаллам, выращиваемым этим методом относятся рубины, сапфиры, ИАГ, ГГГ и другие синтетические гранаты, а также александрит.

Метод Чохральского позволяет получать кристаллы, которые являются прекрасным ювелирным материалом, поскольку они значительно более однородные, чем кристаллы, выращенные методом Вернейля.

Метод гарнисажной плавки. Метод заключается в плавлении и кристаллизации вещества в его же собственной холодной «рубашке» и применяется для выращивания тугоплавких кристаллов (фианита, корундов, ИАГ и некоторых других). Для плавления вещества применяется высокочастотный нагрев. После нагрева расплав выдерживается несколько часов (для обеспечения отгонки примесей и установления однородности среды), затем медленно охлаждается, в результате чего кристаллизуются столбчатые кристаллы (См. фото 1).

Метод зонной плавки. Суть метода заключается в следующем: исходная шихта, представляющая собой смесь предварительно прокаленных окислов основных исходных компонентов с примесями, и затравка помещаются в молибденовую лодочку, которая затем медленно протягивается вдоль нагревателя. По мере движения лодочки в шихте возникает довольно узкая расплавленная зона, которая при дальнейшем перемещении лодочки затвердевает с образованием монокристалла. Ширина получаемого кристалла 8 см, высота — 2 см, длина — 18 см, время роста 4 дня. Среди внутренних дефектов у выращенных кристаллов наблюдается блочность и трещиноватость.

Данный метод синтеза драгоценных камней технически прост, позволяет выращивать монокристаллы в форме пластин и успешно применяется для получения крупных монокристаллов корунда различных окрасок, ИАГ и других синтетических гранатов.

Метод синтеза из раствора в расплаве и гидротермальный синтез. При выращивании синтетических ювелирных камней широкое применение получили методы кристаллизации из раствора в расплаве (метод флюса) и из гидротермальных растворов.

Выращивание кристаллов методом флюса в основном применяется для получения тугоплавких веществ, кристаллизация которых из расплава при быстром охлаждении невозможна. В качестве растворителей (флюса) служат расплавы легкоплавких окислов (свинца, молибдена, бора и др.) или солей (KF, PbF2, CaCl2и др.). Процесс синтеза проходит в платиновых, иридиевых или графитовых тиглях, помещенных в специальные печи. Кристаллизация происходит либо в результате постепенного охлаждения расплава, либо в условиях испарения расплава, либо методом температурного перепада. Данный метод позволяет получать кристаллы изумруда, корунда, александрита размером в несколько сантиметров (См. фото 3).

Фото 3. Изумруды, выращенные гидротермальным и раствор-расплавным методом: сырье и ограненные камни (коллекция ГЦ МГУ, фото авторов).

Для выращивания ювелирных кристаллов особенно перспективным является метод гидротермального синтеза. Рост кристаллов осуществляется в герметичных сосудах высокого давления (автоклавах), позволяющих проводить процесс синтеза при температурах 250-600˚С и давлениях в десятки и первые сотни мегапаскалей. В качестве растворителя в данном методе применяется вода, растворяющая способность которой резко возрастает при высоких температурах и давлениях, обеспечиваемых в автоклаве. Рост кристаллов осуществляется на затравках в результате температурного перепада.

Метод гидротермального синтеза широко применяется для выращивания кварца различных окрасок (См. фото 4) и изумрудов. Гидротермальные кристаллы кварца достигают веса несколько килограмм, а размер изумрудов до 10 см. В последнее время началось использование метода для синтеза рубинов.

Фото 4. Кристаллы кварца различных цветов, выращенные гидротермальным методом (коллекция ГЦ МГУ, фото авторов).

Метод синтеза ювелирных алмазов при высоких давлениях.

В феврале 1955 года появилось сообщение о первой успешной попытке синтеза алмаза, осуществленного в исследовательской лаборатории американской фирмы GeneralElectric. А в начале 1970 года в этой же лаборатории были получены кристаллы алмаза ювелирного качества различной окраски весом до 1 карата. В настоящее время синтетические алмазы производятся не только в США, а также в Швеции, ЮАР, Японии и в России.

Основным промышленным методом синтеза алмазов является раствор-расплавный металл-углеродный синтез при высоких давлениях (температура 1400-1600˚С, давление 5000-6000 МПа). В качестве исходной шихты обычно используют графит (хотя возможны и другие углеродсодержащие вещества) и металлы или сплавы железа, никеля, кобальта, платины и палладия. Для создания необходимых термобарических параметров используют мощные гидравлические прессы, снабженные камерами высокого давления.

В настоящее время достигнуты большие успехи в области синтеза алмаза, синтезируют и цветные, и бесцветные алмазы очень разных рызмеров (См. фото 5, 6).

Фото 5. Синтетический алмаз российского производства (коллекция ГЦ МГУ, фото Д. Ермолаева)

Фото 6. Ограненный синтетический алмаз российского производства (коллекция ГЦ МГУ, фото Д. Ермолаева)

Помимо описанных методов синтез получения монокристаллов ювелирных камней существуют методы выращивания поликристаллических агрегатов — бирюзы, малахита и также методы выращивания благородного опала. В большинстве случаев методика синтеза драгоценных камней этих и некоторых других ювелирных материалов является коммерческой тайной их производителя.

Таким образом, в настоящее время на рынке часто можно встретить ювелирные изделия, в которых в качестве вставок применяются синтетические камни. Поскольку технологии получения синтетических материалов постоянно совершенствуется, то можно ожидать, что в будущем их количество возрастет, а также улучшится их качество и сходство с природными камнями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector