Lui-kafe.ru

Кафе "Луи"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как звали северную богиню которая выращивала яблоки?

Боги и богини Севера

Когда богов забывают, они не умирают. Боги существуют, пока существует их народ – люди, населяющие Мидгард. Когда души и сердца народа вспомнят своих богов, наступит их время – время богов и богинь Севера.

Настоящий клад божественных архетипов ждет ищущего на духовном пути к Северу. И таких троп несколько, но главная из них – изучение и душевное интегрирование тевтонских Мифов и Законов. Без знания истории и культуры почти бессмысленна религиозная практика, ритуалы жертвоприношения, поиск провидения и магические взывания к божествам.

Изучить божественный пантеон всей тевтонской группы – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сложность в том, хотя бы, что не существует единой общегерманской, теологами стандартизированной мифологии. Известно четыре крупные ветви тевтонской традиции: скандинавская – северная, англосаксонская – западная, восточная – готская и южная – немецкая. Все четыре имеют явные общие основы и в то же время некоторые моменты разительно отличаются. Проблема для искателя состоит в том, что только скандинавские традиции более или менее собраны воедино и запечатлены в тексте – в «Эддами» («Эдде»). Это название собрания скандинавских мифов и сказаний относительно условно, до сих пор не ясно точное происхождение этого слова.

«Младшая Эдда» («Прозаическая Эдда») – так назвал свою книгу исландский поэт и историк Сноppи Стуpлусон (1178 – 1241). Книга содержит вольный прозаический пересказ германской мифологии. Судя по всему, в труде использована лишь ничтожная часть всего богатейшего материала северных мифов, еще живших в памяти средневекового народа.

В 1643 году исландским ученым Бpиньольвом Свейнссоном был найден манускрипт с текстами песен о скандинавских богах и героях. Обнаруженные тогда стихи сейчас известны как «Старшая Эдда» («Поэтическая Эдда» или «Песенная Эдда»).

Мифы остальных ветвей тевтонской группы большей частью утеряны и фрагментарны.
Но религия не исчерпывается одними лишь мифами, хотя они и являются полезной и неотъемлемой ее частью, иллюстрирующей различные религиозные обряды. С практической точки зрения знание представлений древних о мироустройстве не является обязательным. Ведь далеко не все христиане или иудеи исповедуют свою религию, изучив перед этим досконально Библию, далеко не все из них даже хотя бы раз прочитали или просто держали в руках эту священную книгу.

Объектом всенародного поклонения служила лишь небольшая группа германских божеств, что значительно упрощает ситуацию. Имена богов официального культа легко найти на карте севера Европы. Английский Ванбороу и немецкий Годесберг – Холм Богов; датский Торслев – Поле Тора; шведский Торсо – остров Тора; норвежский Фройхов или шведская же Фротуна – Храм Фрейи. Все эти топонимы явственно отражают, каким богам в своих храмах поклонялись народы, населяющие эти территории.

Бесспорно наличие великого множества других богов и богинь, но все они имеют гораздо более узкое значение. Такие божества, как правило, выполняют весьма специфические функции либо применимы лишь в кругу домашней религиозной активности. Эти божественные сущности объединяются в функциональные группы: альвы, дисы (от древнеисландского disir – женские божества для вспомоществования при родах и способствующие плодородности почвы), карлики – цварги и проч. В тоже время существуют исключительно мифологические божества, несущие космологическую функцию, дающие понимание о мироустройстве. Весьма значительным из них является, например, Бальдр, причисляемый к асам. Его смерть послужила переломным моментом для истории всего Асгарда, но Бальдр при этом не почитается религиозным культом в обычном понимании.

Целый пантеон северных богов и богинь воплощает собой весь комплект потенциальных человеческих архетипов и опыта. Следующий Северному Пути не может обойтись без знаний о божествах этого пантеона, без внимательного их изучения и понимания.
Три части составляют единую божественную семью и каждая из них имеет свое особое предназначение, свою компетенцию, обеспечивающую жизнеспособное существование остальных частей. Об этих трех частях и их функциях говорят, как правило, как о трех уровнях иерархии.

Первая функция находится в ведении Тиу (Тюра), отвечающего за разум, закон, суждение, меру, и Одина (Вотана), ведающего интуицией, вдохновением, трансформацией. Это две части одной интеллектуальной деятельности, человеческого сознания, они едины и суверенны. Названные боги покровительствовали древним королям, судьям, магам и поэтам.

Воплощение силы (скорее физической), энергии и могущества отражается во второй функции, ответственность за которую возложена на Тора (Тунар). Весь его род – боги воинов.

Наиболее близка обычным человеческим потребностям третья функция – благополучие и физическое здоровье, созидание и восстановление, природные явления. Последние прямо воплощают собой божества крестьян и ремесленников (ваны) – Господь Фрейp и Госпожа Фрейя. Но каждый крестьянин или ремесленник может вдруг оказаться и воином, а ваны обладают лишь собственной магией. Путь Ванов – это целая настоящая система. Его еще называют «Истинная Викка» (от англ. Wicca). Весьма распространена в Великобритании и США как неоязыческая религиозно-магическая система или попросту «ведьмовство». Любой, кто интересуется Северным Путем, должен понимать Путь Ванов.

Все три уровня иерархии составляют единое целое, неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Все три они образуют замкнутый круг, заключены в своеобразное кольцо.

Древние каждому из этих трех сегментов присваивали определенный цвет. Цветовые ассоциации были весьма условны и разнились у племен даже соседних регионов. К слову, «Старшая Эдда» соотносит первую группу с белым цветом, вторую – с красным, третью – с черным.

Таким образом, удобнее обозначать группы божественного семейства не по функциям или их порядковым номерам в соответствии с иерархией, а воспользоваться альтернативной колористической системой. Функции Тюра более подходит белый цвет, Одина – голубой, функция Тора окрашена красным, а Фрейpа и Фрейи (ванов), поскольку они ближе всего к земле, – зеленым.

Традиционно магия признает верховенство над всеми северными богами за Одином и Фрейей. Это два могущественных исконных типа, которым должны следовать маги Тевтонского Пути. Они представляют собой модель такого сознания, к которому необходимо стремится на пути магического развития. Впрочем, северные маги (витки) имеют целый пантеон архетипов для своей духовной практики.

Все высшие божества, как уже упоминалось, подразделяются на асов и ванов. Асы – «социальные» боги и богини, они владеют сознанием, ваны же отвечают за природу и внешние условия, обеспечивающие благополучие. При этом Один и Фрейя легко выходят за грани, им отведенные, они следуют лишь собственной воле.

Один (Вотан) – для витки это верховный бог. Один покровительствует мастерам рун, пытающимся в своих работах воплотить в реальной жизни архетипические структуры мифов. Один, дабы обрести через руны знания о самом себе, о космосе, о силах, управляющих миром, приносит в жертву сам себя самому же себе в магическом акте инициации. Один – бог поэтов, магов, он открывает видение находящемуся в экстазе, управляет сознанием.
Мастеру рун, познающего образ Одина, открываются скрытые знания из прошлого или будущего, возможность как-то повлиять на ход событий.
В числе триады с Вили и Ве, одержав победу в бою над великаном Имиром, Один принимал участие в создании мира, в котором ныне существуют люди. Изрубленное на куски тело великана было использовано для строительства Мидгарда, череп его стал основанием небесного свода, кровь же его – океаном.
Жилище Одина в Асгарде – дворец Валлгала. Ежедневно там пиршествуют храбрые воины, павшие на поле битвы с оружием в руках – Эйнхерии. Они ждут своего часа, дабы пройти под предводительством Одина на поле последнего боя через все пятьсот сорок врат Валлгалы. В день наступления Рагнарёка, когда должен погибнуть существующий мир, Эйнхерии погибнут уже окончательно и освободят место новому миру.
В руках Одина копье Гунгнир, его верные сопровождающие – два волка Гери и Фреки и два ворона Хугин и Мунин. Всюду следует Всеобщий Отец на восьминогом жеребце Слейпнире, быстрее которого не найти во всех мирах Вселенского Дерева.
Животные, ассоциирующиеся с божественной сущностью Одина, это волки и вороны, кони, орлы, змеи.

Тиу (Тюр) – бог закона (англ. Tiw, дp.-исл. Tyr), покровитель правосудия и здравого смысла, рационального мышления. Тиу знает меру всем вещам, правильное место для каждого предмета и существа в мире справедливого порядка. Тиу можно доверять, ведь это бог Трота (Истинной Веры). Если проводить параллели, то Тиу соответствуют древнегреческий Зевс и древнеримский Юпитер. В нескольких регионах Скандинавии Тиу (Тюр) известен под именами Улльр и Уллинн.

Тор (Тунар) – Громовержец (англ. Thunar, нем. Donar, дp.-сканд. Thorr). Тор – сын Одина богини Земли Эрды (ей также соответствуют имена Арда, Эрд). На этого надежного защитника могут положиться и люди, и сами боги. Тор также воплощает непоколебимую верность Троту, он никогда не предаст. Викинги почитали Тора как «бога простых людей». Вероятно, какое-то время он был главенствующим в пантеоне. Как бы то ни было, в Асатру после Одина это наиболее почитаемый и любимый бог.
Защищая Асгард и Митгард, Тор ведет непрекращающиеся битвы против Великанов Ётунов (Гримтурсов). Своей воинственной мощью он внушает уважение и даже страх богу Огня Локи.
Тор не так быстро соображает, как Один или Локи, однако опыт помогает ему принимать решения быстро и эффективно устранять проблему. Он прост, что выгодно отличает его от других богов, чьи замыслы всегда таят в себе скрытый смысл.
Древние верили, что искренней молитве поможет, прежде всего, Тор, поскольку именно он услышит просьбу первым.
Вооружен Тор волшебным молотом Мьелльниром, выкованным братьями гномами (двергами) Синдри и Броком. После броска это оружие всегда возвращается к своему хозяину. Перемещается Тор на повозке, которую тянут Тангризнир и Тангиост – два козла.
Златовласая богиня Сиф – жена Тора, Труд – его дочь, а рожденные великаншей Магни и Моди – сыновья.

Фрия (дp.-нем. Frija; Фригг – дp.-исл. Frigg) – жена Одина. Также занимает не последнее место в семействе асов. Фрия – покровительница семейного порядка. Древние предания говорят о больших провидческих способностях Фрии. Однако, даже обладая знаниями о будущем, Фрия редко делится ими с другими.

Фрейя. Ее имя дословно переводится как «Госпожа». У Фрейи есть брат-близнец Фрейр – «Господин». Фрейя покровительствует магии, отвечает за физическое благополучие.
На шее Фрейи ожерелье Брисингамен – символ природных циклов, контролируемых ею. За это ожерелье Фрейя заплатила четырем гномам четырьмя ночами своей любви.
Из всех богинь в Асатру на сегодняшний день это наиболее известная и самая любимая. Среди северных божеств прослыла она «дикой женщиной» за свободу выбора в любви и сексе. Один из мифов повествует о ярости Фрейи, когда Тор против ее воли пытается в качестве откупа выдать ее замуж за похитившего Мьелльнир великана.
Фрейя также почитается как богиня эроса. Ей есть чему поучить других богов, в том числе и Одина, и простых смертных. Никто не может тягаться с Фрейей в искусстве магических ритуалов и действах, когда требуется измененное состояние сознания (в северной магической практике это называют сейтом; более привычное и понятное название – шаманство).
Фрейя наравне с Одином принимает решение, кто станет победителем в битве.
Эдда рассказывает нам о том, что богиня ванов Фрейя оказалась в Асгарде вместе с братом Фрейром в результате обмена заложниками по окончании войны асов и ванов. Сама же она и стала виновницей этой распри, явившись среди асов под именем Гулльвейг. Блеск небывалой красоты и золота возбудили в асах жадность, зависть, все самое низменное, толкающее к убийству. Три раза Фрейя- Гулльвейг погибала и каждый раз вновь возрождалась.
Ассоциирующиеся с божественной сущностью Фрейи животные – кошка и свинья.

Фрейр покровительствует процветанию в материальном мире, он, как и его сестра Фрейя, ответственен за физическое благополучие, эрос. Его еще называют богом Вселенной – Веральдаргодом. Фрейр также контролирует ход естественных процессов на земле и над землей.
С божественной сущностью Фрейра ассоциируют лошадей, оленей, вепрей.

В древней англосаксонской Англии магию и религию, которой покровительствуют Фрейя и Фрейр, называли словом wiccecraеft, трансформировавшееся с веками в witchcraft – колдовство. Именно поэтому практику современных колдунов и колдуний обозначают словом Wicca.

Ньёрд – это еще один значительный бог рода ванов. Он приходится отцом Госпоже и Господину, а потому неудивительно, что под его покровительством находится материальное благополучие и достаток. Ньёрд контролирует стихию моря и воздуха над ним. Некоторое время его женой была богиня-воительница Скади.

Исследуя традиции древних скандинавов можно обнаружить еще немало божеств Севера, но именно вышеперечисленные являются ключевыми фигурами божественного пантеона. Это главные боги и богини, которым поклонялись и приносили жертвы (дары). Нередко их имена используются в магической практике и в специальных целях.

Ниже также названы имена некоторых божеств, так или иначе упомянутых в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусоном

Локи – бог огня. Не совсем настоящий бог, поскольку происходит из рода Ётунов. Тем не менее, является кровным братом Одина, а потому допущен в клан асов. Красота и обман, хитрость и коварство – эти качества выбирает для покровительства Локи. Он трюкач и проказник, мало кто может соревноваться с ним в чувстве юмора. Вероятно, Локи – оборотная сторона самого Одина.

Улльр – как и Тор проявляет физическую силу и точность координации движений. Его призывают, когда требуется помощь на охоте или в соревнованиях в стрельбе из лука, также помогает в боевом искусстве. В чем-то подобен Скади. В течение трех лет, во время отсутствия Одина, правил Асгардом.

Бальдр – сын Одина. Согласно мифам весть о смерти Бальдра станет знаком приближающегося Рагнарёка, когда должны будут схлестнуться в последней битве силы добра и зла.

Вали – мститель, еще один сын Одина. Мифы рассказывают как Вали отомстил за новорожденного Бальдра, когда того убили.

Хеймдаль – охранник. Надзиратель моста Бифрост у входа в мир богов Асгард. Хеймдаль является отцом всего человечества. Опекает такие качества как бдительность и ясновидение.

Скади – воительница, охотница, богиня снега и льда. Эта весьма сильная богиня покровительствует независимости женщин. Какое-то время была замужем за Ньёрдом. Встречается в сопровождении Одина и нескольких других богов.

Браги – бог покровительствующий красноречию, поэзии, мудрости. Его жена — Идунн.

Эйр – целительница, божество врачевания.

Форсети – бог справедливого суда, он всегда знает ситуацию с обеих сторон.

Фулла – верно служит Фрие. Она всегда приходит на помощь великим богиням в трудной работе.

Гефьён – покровительница добродетели. Ее называют также дарительницей и благосклонной. У нее можно просить в дар талант духовный или физический (вероятно, Гефьён – одно из проявлений Фрейи)

Гна – божество трансформации. Помогает расширению сознания, его «воспарению». Гна всегда сопровождает Фрию.

Хлин – защищает людей от грозящей им физической опасности. Также сопровождает Фрию.

Хёдр – бог, воплощающий в себе грубую слепую силу, побудитель конфликтов.

Идун – богиня, охраняющая золотые яблоки асов. Обеспечивает вечное обновление и сдерживает яростное проявление во Вселенной божественных сил.

Лофн – снисхождение, дает согласие на некоторые запретные действия, например, на тайную любовную связь. Одновременно близка как с Фрией, так и с Одином.

Сага – провидица, пророчица. Возможно одно из активных проявлений Фрии, так как владеет большими знаниями о будущих событиях.

Сьёфн – покровительствует любви. К Сьёфн обращаются ищущие взаимного внимания и любви.

Снотра – покровительница разума.

Син – эта богиня отрицания может стать мощным защитником в суде для обвиняемого.

Вар – честность. Гарантирует мщение за нарушенные обещания и клятвы.

Видар – тоже мститель, бог безмолвия. Видар является проекцией Одина и мстит за него, считая его своим отцом. Видара призывают на помощь в кризисные времена.

Вёр – мудра, проницательна. Богиня всеведения и всезнания. Получает свои знания на уровне интуиции.

Оестара – богиня зарождения всего нового, весеннего пробуждения.

Мани – бог Луны и Cунна – богиня Солнца. Эти два божества помогают решить множество практических вопросов. Их имена можно использовать в качестве основы для магических рунических формул и рунических заклинаний.

Некоторые другие волшебные существа:

Ётуны – гиганты. Воплощают собой силы Хаоса. Противостоят Богам и Богиням – представителям сил Порядка.

Эльфы. Могут быть светлыми или темными. Эти создания имеют свои собственные, подобные человеческим, миры – Alfheim и Svartalfheim. Внешне эльфы также схожи с человеком. Они дружат с богами и богинями, изредка посещают и мир людей Мидгард.

Гномы. Лучших кузнецов, чем гномы, во всех мирах не найти. Они живут под землей и там же создают великолепное оружие, красивейшие драгоценные украшения. Их изделия зачастую имеют волшебные свойства.

Глава 13. Кто из богинь получает золотое яблоко?

Состязание, конфликты и союзы среди богинь разыгрываются в душе женщины точно так же, как когда-то это происходило на Олимпе. На какую из богинь женщина обращает внимание? Кого она игнорирует? Скольких из них она выберет? Эти внутренние фигуры, представляющие могущественные архетипические паттерны, сражаются за первенство, как сами греческие богини со­стязались за золотое яблоко — приз, присужденный Парисом.

Суд Париса

Все олимпийские боги и богини, за исключением Эриды (Эрис), второстепен­ной богини раздора, были приглашены на свадьбу царя Фессалии Пелея и прекрасной морской нимфы Фетиды. Оскорбленная Эрида решила отомстить за пренебрежение к себе. Она внесла раздор в празднество, подбросив на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Оно про­катилось по столу, и его немедленно потребовали для себя Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что по справедливости и заслуженно это яблоко должно принадлежать ей. Конечно, они не могли решить между собой, кто из них прекраснейшая, поэтому обратились к Зевсу, чтобы он решил их спор. Он уклонился от выбора, направив их к необычайно красивому юноше, пастуху Парису, и повелев ему быть судьей.
Три богини нашли Париса, живущего идиллической жизнью с горной нимфой на лесных склонах горы Иды. Каждая из трех богинь по очереди пыталась повлиять на его решение с помощью подкупа. Гера посулила ему власть над всей Азией, Афина — военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Без колебаний Парис провозгла­сил прекраснейшей Афродиту и отдал ей золотое яблоко — и так навлек на себя вечную ненависть Геры и Афины.
Суд Париса в дальнейшем привел к Троянской войне. Пастух Парис был сыном царя Трои Приама. Прекраснейшей женщиной в мире была Елена, жена
Менелая, царя Спарты. Парис вызвал его страшный гнев, когда похитил Елену и увез ее с собой в Трою. Этот поступок спровоцировал между греками и троянцами десятилетнюю войну, закончившуюся разрушением Трои.
Пять олимпийских богов находились на стороне греков: Гера и Афина (их приверженность греческим героям проистекала из враждебности по отноше­нию к Парису), Посейдон, Гермес и Гефест. Четверо олимпийцев приняли сторону троянцев: Афродита, Аполлон, Арес и Артемида.
Суд Париса вдохновил на создание величайших в западной цивилизации литературных произведений. События, последовавшие за его решением, были увековечены в трех великих классических эпосах — «Илиаде», «Одиссее» и «Энеиде», в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида.

Читать еще:  Как выращивать помидоры в горшках на подоконнике?

Современный вариант суда Париса

Каждая современная женщина осуществляет свой личный суд Париса. Вопросы — те же самые, на которые должны были ответить олимпийские гости: «Кто из богинь получит золотое яблоко?» и «Кому быть судьей?»

Какая богиня получает золотое яблоко?

Согласно мифу, из присутствующих богинь три требовали себе золотое яблоко. Это были Гера, Афина и Афродита. Однако в душе женщины состав соперниц может быть разным. Может быть, это соперничество за яблоко разыгрывается между двумя, тремя или четырьмя — любое сочетание из семи богинь может составить сообщество конфликтующих друг с другом сил. Пробужденные архетипы нередко соперничают за верховенство или влияние внутри каждой женщины.
Что означает, согласно исходному мифу, выбрать «прекраснейшую» среди Геры, Афины и Афродиты, сражающихся за превосходство над двумя сопер­ницами? Когда я рассматривала, что символизируют эти три богини, меня внезапно осенило понимание, что они представляют три главных направления жизни женщины, три аспекта, часто конфликтующие в ее душе. Гера на первое место ставит замужество — и так поступила бы женщина, отождествляющая себя с целями Геры. Афина ценит использование интеллекта для достижения мастерства и власти, и женщина, почитающая ее как прекраснейшую, важней­шей считала бы свою карьеру. Афродита покровительствует красоте, любви и страсти, творчеству как основным ценностям, и женщина, согласная с этим, ставит витальную энергию своей жизни выше продолжительной близкой свя­зи и достижений.
Эти выборы фундаментально различны, поскольку все три богини относят­ся к различным категориям. Гера — уязвимая богиня, Афина — богиня-девственница, Афродита — алхимическая богиня. В жизни женщин обычно преобладает один из трех представленных этими категориями стилей.

Кто должен судить? Кто решает, какая богиня получает золотое яблоко?

В мифе выбор осуществил смертный мужчина. И в патриархальных культурах это тоже делают смертные мужчины. И, конечно, если мужчины решают, какое место должна занимать женщина, то выбор ограничивается тем, что их устра­ивает. Например, границы жизни большинства немецких женщин когда-то определяли три К — Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь).
На персональном уровне вопрос «Какая богиня получает золотое яблоко?» описывает состязание линий поведения, образа жизни, привычек. Начинается все с родителей и родственников. Затем учителя и одноклассники, подруги, те, с кем она встречается, мужья и даже дети — все продолжают и продолжают суд Париса. Этот суд продолжается каждым, кто вручает или удерживает «золотые яблоки», награждает ее одобрением за то, что приятно ему. Например, маленькая девочка, в личности которой присутствует аспект спокойствия и потребность в уединенности (благодаря Гестии), являющаяся неплохим игроком в теннис (под воздействием или Артемиды, или Афины), проявляющая материнские наклонности по отношению к своим маленьким родным и двоюрод­ным братьям и сестрам, обнаруживает, что за что-то одно она получает большее одобрение, чем за другое. Отец хвалит ее за хорошо сыгранную теннисную партию — или за проявление качеств будущей хорошей матери? Что ценит ее мать? Это интровертная семья, где принято, чтобы каждый ее член проводил время самостоятельно, или экстравертная, где желание побыть в уединении кажется некоторой странностью? Учат ли девочку сдерживаться, не показывать, что она обладает хорошим ударом слева, и всегда позволять мужчине побеждать себя? Старается ли она оправдывать ожидания других?
Если женщина позволяет другим решать, что является для нее важным, то она будет проживать ожидания родителей и соответствовать социальным представлениям своего класса о том, что именно ей следует делать. То, какая богиня станет главенствовать в ее жизни, определяют другие.
Если она сама решает для себя, кто из богинь внутри нее «получит золотое яблоко», основывая свое решение на силе этой богини в себе, тогда, что бы она ни решила, это будет для нее значимым. И поддерживает ее семья и культура или нет, она всегда останется самой собой.

Богини в конфликте: комитет как метафора

Внутри женщины богини могут соперничать друг с другом — или власть достается одной из них. Каждый раз, когда женщина должна осуществить важное решение, может возникнуть спор среди богинь из-за золотого яблока. Если это так, то сама ли женщина выбирает из соперничающих приоритетов, инстинк­тов и паттернов? Или направление, ею принимаемое, определяется для нее правящей богиней?
Юнгианский аналитик и мой руководитель Джозеф Уилрайт утверждает, что происходящее в наших головах может быть представлено в виде комитета, образованного сидящими вокруг стола различными аспектами нашей личнос­ти — мужскими и женскими, молодыми и старыми, шумными и тихими, главенствующими и подавленными. Если мы удачливы, во главе стола сидит здоровое эго, председательствуя и решая, когда и кому следует брать слово или чья очередь наступает. Председатель сохраняет порядок благодаря тому, что является исполнительным участником и эффективным руководителем — ка­чества хорошо функционирующего эго. Если эго функционирует хорошо, результатом является адекватное поведение.
Возглавлять комитет — нелегкая задача, особенно когда в женщине нали­чествуют богини требовательные и требующие власти, временами конфликту­ющие друг с другом. Когда эго женщины не может поддерживать порядок, может вмешаться архетип какой-либо одной из богинь и завладеть личностью. Говоря метафорически, эта богиня правит смертной. Может также возник­нуть внутренний эквивалент олимпийской войны с конфликтующими одина­ково сильными архетипическими элементами.
Когда человек находится в состоянии внутреннего конфликта, исход зави­сит от того, как работают вместе члены этого особого «комитета личности». Подобно всем комитетам, функционирование группы зависит от председателя и членов — кто они, насколько сильны их точки зрения, насколько согласован­но действует группа или насколько она сварлива, как хорошо поддерживает порядок председатель.

Организованный процесс: эго функционирует как председатель и все богини имеют возможность быть услышанными

Первая возможность — организованный процесс под председательством наблюдающего эго, которое способно осуществлять ясные решения, основанные на адекватной информации. Эго осознает всех участников и их различные потребности и побуждения. Все значимые аспекты личности услышаны, реаль­ность учитывается, напряжение терпимое. Поскольку каждая богиня говорит об отдельном инстинкте, ценности или аспекте женской души (полноты ее личности), то объем сказанного любой богиней зависит от силы этого отдельного архетипа и его включения в конкретную повестку дня и от того, как долго позволяет эго (председатель) высказываться этой богине.
Например, решение женщины может касаться того, как провести воскресенье. Гестия предпочитает уединение и предлагает провести спокойный тихий день дома. Гера чувствует обязанность навестить родственников мужа. Афина напоминает о какой-либо незаконченной работе. Артемида отстаивает участие в женском семинаре.
Решение женщины может касаться и того, что делать во второй половине ее жизни. Здесь каждый аспект ее личности, каждая богиня может быть по праву заинтересована в результате. Например, позволяет ли это время «теперь, когда дети выросли» прервать неудовлетворяющее замужество? Здесь чашу весов может склонить Деметра. Раньше она объединялась с Герой, чтобы оставаться в несчастливой ситуации, «потому что детям нужен отец». Может быть, сейчас она объединит силы с Артемидой и предпочтет независимость?

Скандинавские боги: имена, значения имен, характеристика и подвластные силы

  • 6 Сентября, 2018
  • Происхождение
  • Марина Жукова

Источником формирования скандинавской мифологии стал ее германо-скандинавский прародитель. Начало ее формирования приходится на пятый век до нашей эры. Прародителями этой мифологии можно назвать англосаксов, норгов, данов, ютов и германцев. Подробная информация о скандинавских богах расписана в Эддах. так называют древнеисландские тексты времен Средневековья.

Модель существования богов скандинавского происхождения

Взгляд на мифологию у северных людей крайне сложный и многогранный. Основой ее существования являются девять различных миров. Все они, несмотря на серьезные отличия, имеют важное связующее звено — мировое дерево Иггдрасиль. Все миры скандинавских богов также имеют свою сферу обитания. Часть из них располагается на земле, другая в воздухе и третья под землей. Жителями миров могут быть не только божественные существа, но люди и другие мифические особи (гномы, эйнхерии, великаны, демоны и другие).

В своем большинстве скандинавские боги проживают в срединном мире, который именуется Мидгардом. Местом его расположения является участок посреди океана. Также на земле есть еще четыре мира. Они находятся недалеко от Мидгарда с каждой стороны света. С восточной стороны дислоцируется Утгард. Этот мир заполнен великанами и етунами. С запада от срединного мира распростерся Ванхейм. Здесь полно богов, отвечающих за плодородие. Север охраняет мир льда Нифльхейм, а с юга Муспельхейм, порождающий хаос. В Мидгарде есть великолепный радужный мост, который служит связующим звеном с остальными мирами. Так по нему можно из срединного мира попасть в Асгард. Именно этот мир является местом дислокации скандинавских богов-асов. Посреди радужного мота есть вход в обитель фей и эйнхерии. Прекрасный Льюсальвхейм является миром духов. Что касается подземных существ, то им достался Свартальвхейм и Хельхейм. В первом проживают гномы, а второй является преисподней.

Кто такие боги в скандинавской мифологии

Боги подразделяются на два типа. Первые — это асы. Они могут быть как мужчинами, так и женщинами. Также именно асы обладают властью над всеми мирами, а руководит ими Один. Что касается второго типа, то к ним относятся ваны. В их числе божества, отвечающие за плодородие. Несмотря на то что они являются древнейшими скандинавскими богами, свое главенство им пришлось отдать в руки асов в ходе серьезных войн. Стоит отметить, что представители одного типа могут перейти на сторону другого. В список скандинавских богов входят двенадцать мужчин и четырнадцать женщин.

Чем божества похожи на людей

Скандинавские боги и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности, так и в чертах характера. Также поступки и поведение людей частично переняты богами викингов. Список имен скандинавских божеств максимально, похожих на людей, открывают Один, Тюр, Тор и Хеймдаль. Именно они были склонны к совершению подвигов, к смелым поступкам и храбрым решениям. По сравнению с иными мифологиями, у викингов все божественные герои имели собственные психологические портреты. Стоит отметить, что эту особенность нельзя встретить больше ни у кого. Еще одной характерной чертой представителей девяти миров является жертвенность. В качестве доказательства данного утверждения можно привести ряд примеров. Так, Один пожертвовал свое око Мимиру. Локки же, защищая свой мир, распрощался с невинностью по доброй воле. Глаз Тюра также является жертвой в пользу пса Гарма. Данная особенность скандинавской мифологии создала ряд трудностей при переходе жителей Дании, Норвегии и Швейцарии к христианству. Они считали, что Христос обладает такими же чертами, как и божества викингов. В связи с этим перестроиться на новую веру жителям скандинавских стран было крайне сложно.

Перечень мужских божеств

Список скандинавских богов и их значение приведен ниже:

  1. Один — раньше руководил военными делами. Сейчас занимает пост руководителя асов и дает начало своему знатному роду. Он является самым мудрым и отважным. Он всегда одерживает победу и владеет волшебной силой.
  2. Тор — громовержец (скандинавский бог грома). Стоит на защите как богов, так и представителей человеческой расы.
  3. Тюр — древнейший из всех богов скандинавской мифологии. Список его достижений можно перечислять бесконечно. Он отвечает за военные действия и доблесть воинов. Его отличительной чертой является отсутствие одной руки.
  4. Браги — творческий представитель мира скандинавских богов и существ. Областями его власти является поэзия, мудрость и красноречие.
  5. Бальдр — самый красивый из всех божеств. Он царствует над светом и весной.
  6. Хеймдалль — хранитель великого дерева всех миров. Он обладает способностями провидения.
  7. Хед — бог с дефектом зрения. Он ничего не видит, и поэтому однажды, не подозревая того, убил красавца Бальдра. Областью его покровительства является зима.
  8. Видар — главенствует над природой, возрождением и обновлением.
  9. Вали — покровитель растительного мира.
  10. Улль — именно он научил людей использовать лук и передвигаться на лыжах. Областью его власти является охота.
  11. Форсети — справедливый и мудрый бог правосудия.
  12. Локи — потомок великанов-етунов. За свое коварство заслужил звание бога обмана и предательства.

Также есть такие асы, которые не имеют четких функций, поэтому их даже не вносят в список богов скандинавской мифологии.

Один и его место в мифологии

В скандинавских эпосах Одина считают верховным богом. Также его часто называют прародителем асов, хотя есть мнение, что не все асы пошли от него. Что касается его потомков, то у великого Одина было шестеро детей. Все они были мужского пола и рождены от четырех разных женщин. Женой Одина была лишь одна из них, звали ее Фригг. Эта богиня покровительствовала любовным делам, браку и продолжению потомства. Также она имела дар провидения и знала, какая судьба ожидает каждого человека. Эти знания она всегда держала в себе и никому не рассказывала. Отличительной особенностью внешности Одина является отсутствие у него левого глаза. Согласно преданию, его он отдал в дар за один необычный напиток из источника знаний и мудрости. Благодаря тому прекрасному питью Один стал еще мудрее, а звание самого самоотверженного бога он получил после того, как прибил себя к дереву мира. Он насквозь проткнул себя волшебным копьем, которое приковало его к Иггдрасилю. В таком положении верховный бог провел девять дней и десять ночей. После этого поступка викинги стали называть Одина самым самоотверженным божеством.

Но это приключение было не единственным в его жизни. Так, в один из дней Один решил позаимствовать без спроса у гномов напиток, предрасполагающий к поэзии. Уходя от погони, он принял тело птицы и в процессе полета частично растерял питье. Оставшуюся жидкость Один передал Браги, который делился напитком с истинными королями рифмы. Растерянные же капли, по приданию, породили на земле много известных поэтов.

Тор и его супруга Сиф

Тор является самым первым ребенком великого Одина. Его появление на свет стало результатом связи верховного бога с великаншей Ерд. Тор находится в законном браке с красавицей Сиф. Ее привлекательность поражает всех жителей девяти миров. Сиф называют второй красавицей Асгарда после Фрейи. В браке с Тором Сиф родила дочь Труд. Но Тор оказался таким же плодовитым и полигамным, как его отец. Поэтому у громовержца есть еще двое незаконно рожденных детишек. Первого сына Магни ему родила любовница Янсакса, а о матери второго сына Моди информации нет. Живет семья Тора в самом роскошном дворце Асгарда. В их распоряжении 540 различных залов.

Говоря про внешнюю привлекательность Сиф, часто упоминаются ее роскошные золоченые волосы. Так вот, появились они у богини только после одного крайне глупого поступка Локи. Брат Тора в одну из ночей пробрался в спальню к прекрасной богине и остриг ее на лысо. Как известно, Тор обладал крайне горячим характером, и этот поступок его крайне разозлил. Громовержец решил наказать Локи. В качестве наказания была выбрана смерть. Как только Локи понял, что его могут лишить жизни, он пообещал все исправить. И действительно, у него это получилось. За помощью он обратился к гномам, и те своими руками спряли для Сиф чудесные золотые пряди. Каждая волосинка была тоньше паутины и состояла из чистейшего золота. Удивительной особенностью этого творения гномов было то, что как только пряди касались головы, они прирастали к ней и начинали расти, как родные.

Что касается Тора, то, говоря про него, сразу хочется отметить его величественность, мощную силу и отменный аппетит. Согласно письменам, на обед он предпочитал съедать целого быка. Такое обильное питание также не является удивительным, ведь Тор постоянно находится в центре самых разных сражений. Основными его противниками, как правило, являются инеистые великаны и другие чудовища девяти миров. Средством его передвижения считается колесница, в упряжке которой находятся два козла. Главным источником его силы является молот, носящий красивое название Мьельнир. А удваивает его мощь Пояс Силы.

Богини

Имена в скандинавской мифологии давались не только богам, но и богиням. Их также почитали, любили и им поклонялись. Имена скандинавских богинь в формате списка представлены далее:

  1. Фригг — супруга великого Одина. Она носит статус верховной правительницы и покровительствует семье, любви и верности.
  2. Ерд — родная мать Тора. В мифологии ее олицетворяют со священной землей.
  3. Эйр — пропагандирует милосердие и поддерживает интересы целителей.
  4. Гевьон — ее зона ответственности — земледелие, но также, говоря о ней, всегда упоминается девственность.
  5. Фрейя — ее имя в скандинавской мифологии напрямую ассоциируется с любовью и красотой. Эта яркая представительница ванов покровительствует хорошему урожаю и плодородности местных почв.
  6. Ловн — несет ответственность за законность и правильность заключения супружеского союза.
  7. Съевн — помогает возлюбленным в момент зарождения их отношений. Также покровительствует и дружеским отношениям.
  8. Вер — ее называют всезнайкой. Ее интуиции и мудрости может позавидовать любой бог скандинавской мифологии.
  9. Сюн — защищает викингов от воров и разбойников.
  10. Вер — помогает найти истину.
  11. Идунн — никакие годы не властны над этой богиней. Ее главный дар — это вечная молодость.
  12. Хлин — защищает скандинавов от опасностей и всяческих травм.

Также стоит отметить, что у Фриг было три наместницы. Поэтому в список имен скандинавских богинь также входят Гна, Сала и Фугга.

Три главные ваны

Как говорилось ранее, ванами называют божеств древнейшего рода. Их, безусловно, очень много, но трое из них заслуживают отдельного внимания:

  1. Ньерд — ван, покровительствующий морской стихии. Он защищает моряков и оберегает рыбаков. Ему неоднократно присваивают статус бога плодородия.
  2. Фрейр — миротворец. Его основным направлением является лето и урожайность.
  3. Гулльвейг — колдунья, чьи чары, как правило, направлены на сотворение злых дел.

Стоит отметить, что и Фрейя по своему происхождению является ваной. Но в далекие времена она перешла к асам. Именно она научила свой новый народ азам волшебного дела.

Мифические существа

Помимо богов и богинь, в скандинавской мифологии описано много других самых разных существ. Все они обладают необычной внешностью и имеют свои уникальные способности:

  1. Турсы — это великаны с внешностью простых людей. Зоной их ответственности являются природные явления, способные разрушить мир. По своим характеристикам турсы бывают нескольких видов. Чаще всего встречаются огненные и горные, также есть каменные и вихревые. Особое место занимают етуны и инеистые. Именно к их роду относится Имир, — существо, породившее жизнь.
  2. Альвы — духи природы. К ним относятся маги, колдуны, волшебники, обладающие такой уникальной особенностью, как вечная молодость. Все они принадлежат к разным сторонам. То есть часть альвов являются темными, другая же находится на светлой стороне.
  3. Норны — так называют богинь судьбы. Всего их три, и именно их силами определяется будущее мира. Первая из них Урд, которая несет в себе значение судьбы. Вторую зовут Верданди — становление. Скульд — третья богиня, чье имя означает долг. Три богини являются олицетворением трех времен — прошлого, настоящего и будущего.
  4. Валькирии — воинственные девы. Их всего тринадцать. Их основной задачей является сопровождение павших воинов по пути в Вальхаллу. Исход битвы также может быть решен по их желанию. После того как воины умирают, валькирии высасывают их души.
Читать еще:  Как выращивать перепелов в домашних условиях на мясо?

Все эти существа играют очень важную роль в скандинавской мифологии. Без них понимание картины того мира будет неполной.

Мифические чудовища

Как правило, все животные скандинавской мифологии пугающие и творящие недобрые дела. В список таких чудовищ входят:

  • Ермунгард — это змей, поражающий своими огромнейшими размерами. Местом его обитания являются воды океана, омывающие со всех сторон Мидгард.
  • Гарм — устрашающий пес, несущий службу у ворот царства мертвых.
  • Слейпнир — мощная лошадь великого Одина. Она очень сильная и выносливая. Ее отличительной особенностью является наличие восьми конечностей.
  • Фенрир — гигантский волк. За свою жестокость и кровожадность, животное было заковано в цепи. К сожалению, удерживать его вечно у асанов не получилось. И согласно преданию, именно его руками был повержен великий владыка девяти миров Один. После этого убийства животное также было предано смертельному наказанию.
  • Фафнир — самый известный дракон скандинавской мифологии. Его основной целью является защита несметных богатств Нибелунгов.

Внешность каждого из этих чудовищ отличается своей самобытностью. Все они имеют внушительные размеры и ужасающие глаза.

Чем закончилась мифология викингов

Все боги скандинавской мифологии не могут жить бесконечно. Губительным для всех них является Рагнарек. Предотвратить его свершение невозможно, так как процесс его наступления был запущен в связи со смертью Бальдра. Стоит отметить, что Рагнарек несет опасность не только для богов. Все люди, животные, альвы, великаны и прочие существа также находятся под угрозой вымирания. Первым показателем того, что скоро наступит конец всего мироздания, является приход затяжной и очень морозной зимы. Согласно скандинавкой мифологии, этот этап занимает три года, и пережить его сможет лишь малое число жителей девяти миров. Людская раса вымрет полностью. Живыми останутся лишь двое — Лив и Ливтрасир. Эти женщина и мужчина найдут спасение в роще Ходдмимир. Жизненные силы они будут черпать из утренней росы, так как других продуктов питания у них не будет.

В тот день, когда Рагнарек придет в девять миров, Фенрир поглотить без остатка солнце. Но стоит отметить, что до этого момента Солнце смогло породить своего предшественника. И новое создание уже начало свой новый путь. Но затмение станет не единственной проблемой жителей девяти миров. Их еще ждут мощные звездопады. Но страшный исход коснется не только небесных светил. Земля также покажет свою силу и мощь путем землетрясений. Но только вырванные с корнем деревья и разрушенные горы станут не единственной проблемой землян. Самым страшные станет появление Йормунганда. По его велению моря сотрут границы берегов и покроют собой всю землю, снося все на своем пути. По этому всемирному потопу будет бороздить корабль мертвых. По преданию, основой для его создания служили ногти мертвецов. Его пассажирами стали многочисленные воины из рода инеистых великанов. Сражаться они будут во главе с Локи. Эта армия направится на Асгард с целью его завоевания.

Для того чтобы отсрочить день Рагнарека, скандинавские племена, прежде чем захоронить мертвецов, отрезали у них ногти. По их мнению, таким образом корабль будет создаваться гораздо дольше, и роковой момент можно будет перенести.

Свою роль в скандинавской мифологии играют и великаны, прибывшие из Муспельхейма. Они также пойдут на Асгард. Пройдя через радужный мост, великаны вступят в последнюю битву с асами. Войско Асгарда будет сражаться под руководством великого Одина. На этом этапе радужный мост будет окончательно разрушен. Также губительным станет то, что все боги и существа скандинавской мифологии не смогли примериться и сражались до последней капли крови.

Далее свои разрушительные действия вновь предпримет Фенрир. Съеденное им солнце уже давно переварилось, и пес решит найти себе новую жертву. Так, Фенрир забрал жизнь у Одина. Но и сам пес после такого злодеяния не смог просуществовать долго. За Одина отомстил Видар. Многие боги в тот день сражались очень самоотверженно. Так, в поединок с жутким Гармом вступил Тюр. Борьба была кровавой и, к сожалению, обреченной на кончину обоих. Аналогичный исход получило сражение между Локи и Хеймдаллем.

Тор в этой войне взял на себя Йормунганда. Несмотря на его величественность и силу, бог грома не смог уцелеть. Он поразил насмерть Йормунганда и, казалось, мог бы выжить после битвы, но яд змея отравил его. Как говорится в предании, Тор смог сделать лишь девять шагов и тут же упал без дыхания.

Полное уничтожение девяти миров произойдет в процессе сражения Фрейра и Сурта. Оба они обладали невероятной силой и совершенно не могли определить победителя в своем поединке. Так, Сурт перешел на самые крайние и необратимые меры — он срубил дерево жизни. Этот его поступок спровоцировал страшный пожар. В горящем пламени и закончили свое существование божества из скандинавской мифологии.

Фригг

Фригг – этимология имени, статус и функции

В скандинавской мифологии Фригг (или Фригга) является супругой Одина, ее называют мудрейшей из богинь и матерью всех асов (в частности, такой оборот присутствует в погребальной песне «Sonatorrek» Эгиля Скаллагримсона). Традиционно Фригг почитается как богиня брака, любви (не страсти, как Фрейя), семейного очага и плодородия (сугубо в контексте деторождения), хотя, по всей видимости, с течением времени ее функции менялись.

Исконная этимология древнескандинавского слова «Frigg» не известна, однако в некоторых текстах богиню Фригг называют Фрейей, но ее образ в этих случаях явно дистанцирован от сестры Фрейра, которая происходила из рода ванов. С другой стороны, некоторые исследователи проводят гипотетические параллели между тремя божествами – Фригг, Фрейей и Фрейром. Ведь все они в той или иной степени олицетворяли силы любви и плодородия, и Фригг в этом смысле действительно близка ванам, а не асам. Есть версия, согласно которой изначально это могла быть одна богиня, функции которой впоследствии частично разделились между Фригг, Фрейей и Фрейром. Таким же образом некоторые исследователи полагают, что братья Один, Вили и Ве в действительности являются триединым воплощением верховного аса.

С точки зрения лингвистики справедливо предположить, что у имен Фригг («Frigg») и Фрейя («Freyja») единый индоевропейский корень «frig», который можно перевести как «возлюбленная» (так традиционно переводят имя Фрейи). Однако Жан де Вриес в своей работе «Altgermanische Religionsgeschichte» предполагает, что имя скандинавской богини Фригг происходит от другого индоевропейского слова – «fri», что в переводе означает, по всей видимости, «принадлежащая роду» или «находящаяся под защитой рода».

Имя Фригг предположительно легло в основу обозначения пятого дня недели – «Freitag» на немецком и «Friday» на английском. И хотя многие исследователи допускают, что имела место контаминация с именем Фрейи, в Скандинавии пятница традиционно посвящена именно Фригг.

Происхождение Фригг – мифологические сюжеты и версии

Родословная скандинавской богини Фригг также неоднозначна. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона говорится о том, что отца Фригг зовут Фьоргюн (или Фьоргвин). Но в некоторых скальдических текстах Фьоргюн – это мать Тора, которая в «Старшей Эдде» названа Ёрд и выступает воплощением земли (соответственно Один, отец Тора, становится воплощением неба). То есть не совсем ясно, кто такой (или кто такая) Фьоргюн, и как он (она) соотносится с богиней Ёрд.

По другой версии, отца Фригг зовут Нат и он является йотуном (либо инеистым великаном), хотя этимология этого имени также неизвестна. Однако некоторые скандинавоведы полагают, что Фригг, подобно Тору, является партеногенным потомком Фьоргюн-Ёрд. С другой стороны, адекватно предположить, что имело место два божества (бог и богиня) с практически идентичными именами, которые, к примеру, могли различаться лишь на письме (в оригинале на древнеисландском в разных текстах используются формы «Fjorgyn» и «Fjorgynn»). Подобные дуады – не редкость для скандинавской мифологии (Фрейя и Фрейр, Ньёрд и Нертус).

Тем не менее, многие исследователи убеждены, что Фьоргюн – это мужское божество, этимология имени которого восходит к древнему балтийскому богу-громовику Перкунасу (Перун у славян). В частности, скандинавовед Карл Хьяльм предполагает, что Фьоргюн назван предком Тора образно, то есть в действительности он предшествовал ему в роли главного небесного воина (громовика). Что немаловажно – вариативен перевод эпитетов. К примеру, в «Младшей Эдде», как и в более древнем тексте «Lokasenna» (который Стурлусон вполне вероятно использовал в роли первоисточника), присутствует фраза «Fjorgynn’s mær», что традиционно переводят как «дочь Фьоргюна» (или «дева Фьоргюна» в том же смысле). Но слово «mær», как поясняет Хьяльм, в равной степени может переводиться как «жена» или даже «любовница». Тем более, что в «Перебранке Локи» это слово используется несколько раз в части, когда коварный бог огня уличает Фригг в неверности.

Атрибуты и особенности богини Фригг

Согласно эддическим текстам, скандинавская богиня Фригг обладает пророческим даром, она ведает судьбами людей и богов, но никому не раскрывает тайны будущего. Знаменитый эддический эпизод рассказывает о том, как Фригг единственный раз пошла наперекор своим принципам, попытавшись изменить известное ей будущее, – это легенда о гибели Бальдра, сына Одина и Фригг. Богиня заклинала все живое и не живое в попытке защитить сына, но в результате именно ее действия и привели к гибели Бальдра. В этом смысле миф является показательным и, вероятно, скрывает в себе философскую идею о неотвратимости судьбы.

Символом Фригг является веретено, и это крайне важный момент, который поясняет, насколько значимое место занимала данная богиня в древнескандинавском пантеоне. Как известно, норны сплетают людские судьбы из нитей, но прядет эти нити именно Фригг. В эзотерическом контексте норны работают с материей, воплощая ее в реальном мире, тогда как Фригг создает первоматерию – основу жизни и существования всего.

Хотя в эддических текстах богиня Фригг не называется пряхой, во многих скальдических произведениях присутствует слово «Friggerock», что в переводе означает «веретено Фригг», либо просто «прялка». Этим же словом в южных областях Скандинавии именовали созвездие «Пояс Ориона». В уже упомянутом тексте «Altgermanische Religionsgeschichte» Жана де Вриеса говорится об одной интересной традиции, которая долгое время сохранялась у северных народов. Согласно этой традиции никакие нити нельзя обрезать в пятницу («день Фригг»).

Пророческий дар богини Фригг указывает на то, что она владела сейдом и спа, сакральными медитативными практиками, характерными для североевропейской шаманической традиции. И хотя сейд (или зейд) был прерогативой женщин, Фригг обучила этому искусству своего супруга Одина, который также обрел пророческий дар. То есть в этом смысле все сакральные знания Одина вторичны – он учится сейду у Фригг, получает мудрость у Мимира (отдав ему свой правый глаз), открывает руны, принося себя в жертву Иггдрасилю, перед Рагнареком советуется с набальзамированной головой Мимира. Что же касается знаний скандинавской богини Фригг (а также норн и всех ванов – Фрейи, Фрейра, Ньёрда), то они стихийные, инстинктивные, что характерно как раз для ванов, но не для асов.

Поздние мифы о Фригг, влияние христианства

Особого внимания заслуживает достаточно странный миф позднего происхождения, который многие исследователи не считают оригинальным. Согласной этому фольклорному элементу Один возвел в Асгарде статую (самому себе), в которой спрятал брусок чистого золота. Фригг возжелала получить драгоценность, чтобы темные альвы (цверги или карлы) выковали для нее прекрасное ожерелье. Богиня выкрала золото и отнесла его подземным мастерам.

Один, узнав о пропаже слитка, послал за карлами (правда, не ясно, как он догадался, что золото у них) и приказал им сообщить имя вора. Темные альвы отказались это делать. Тогда Один нанес на статую руническое заклинание, чтобы она заговорила и рассказал ему обо всем. Фригг попросила свою спутницу Фуллу (по другой версии, она не спутница, а одно из земных воплощений самой богини Фригг) помочь ей. Фулла ушла из Асгарда и вернулась вместе с ужасным карлом, который пообещал сделать так, что статуя больше не скажет ни слова, если Фригг разделит с ним ложе в эту ночь. Супруга Одина согласилась, и на утро темный альв усыпил охрану, пробрался к статуе и уничтожил ее.

После этого события Один на много месяцев отправился в добровольное изгнание и тут начинается другой миф, к которому мы еще вернемся. Важно отметить, что в вышеприведенной истории очевидны явные параллели с эддическим эпизодом, согласно которому Фрейя проводит ночь с четырьмя темными альвами, чтобы они изготовили для нее ожерелье Брисингамен. Оба мифа, по всей видимости, появились в эпоху христианизации европейского севера и не являются оригинальными. Это похоже на умелую попытку христианских миссионеров очернить древних скандинавских богов. Если принять во внимание такой контекст, то становится ясно, что даже возведение Одином памятника самому себе является показательным моментом, неприкрыто указывающим на христианский грех гордыни, которым якобы одержим владыка Асгарда.

И тут важно отметить два момента. Во-первых, подоплекой этих мифов может служить тот факт, что изначально скандинавские богини Фригг и Фрея действительно были единым мифологическим образом. Во-вторых, вышеприведенную легенду о Фригг мы встречаем у того же Саксона Грамматика в его работе «Gesta Danorum» (XIII век). И любопытно здесь то, что Грамматик был ярым христианином, морализировавшим все и вся. Однако, приводя миф о Фригг, он вообще не упоминает Фрейю, и это абсолютно непонятно.

Далее Саксон Грамматик указывает, что во время длительного отсутствия Одина, его место на троне Асгарда занимают Вили и Вё, его братья. И Грамматик, и Стурлусон в «Саге об Инглингах» говорят о том, что Фригг «была с братьями Одина» (в оригинальных текстах нет формулировок типа «делила ложе»). На данный момент практически все скандинавоведы уверены, что это метафорический образ. С одной стороны, богиня Фригг может рассматриваться здесь, как образ власти (или даже народа), которая предана правящему богу (трону), кем бы он ни был. В тоже время хорошо известна древнескандинавская традиция, согласно которой жену погибшего в свой дом забирал его брат. Однако эта традиция не подразумевает никаких сексуальных отношений, речь идет лишь о том, что брат берет на себя ответственность и заботится о женщине.

Трансформация образа Фригг, исследования и аналогии

Одно из имен скандинавской богини Фригг звучит как Хлин («Hlinn»), что означает «защитница». Тем же именем ранние германцы называли липу, которую они традиционно использовали для производства щитов. То есть, утверждение о том, что Фригг миролюбивая богиня и напрямую не относится к воинской сфере, является очевидным заблуждением.

Кроме того, по одной из версий предводителем валькирий является вовсе не один, а как раз Фригг. Известно, что вращением веретена богиня способна управлять воинами, заставляя их бросаться в атаку или останавливаться. Кроме того, в процессе сейда она может влиять на исход сражения (этому нет прямых подтверждений, лишь косвенные, например – «Песнь валькирий»).

Жилище скандинавской богини Фригг называется Фенсалир, что в переводе означает «болотный чертог». Но некоторые скандинавоведы переводят «fensalir» как «водный чертог» или «морской чертог». Кроме того, Х. Эллис-Девидсон в своей работе «Lost Beliefs of Northern Europe» пишет, что традиционные подношения богине Фригг (локоны волос, куски льна и домашняя утварь) часто находят у каменных алтарей на берегах различных водоемов, причем датируют их первыми веками нашей эры (то есть задолго до так называемой «эпохи викингов»).

В разное время и в разных регионах Северной Европы скандинавская богиня Фригг была известна под именами Перта («Perchte»), Хольда («Holda») и Фрау Год («Fru Gode»), причем под именем Фрау Год (обычно эту форму переводят как «госпожа вод») она присутствует в позднегерманском фольклоре, управляя Дикой Охотой вместе со своим супругом Воданом. Некоторые исследователи полагают, что Фрау Год (Фригг) выступает здесь не супругой, а фактически женской ипостасью Водана (Одина).

В свою очередь германская Петра (или Берта) следила за тем, насколько хорошо пряхи выполняли свое дело и успевали ли они закончить свои дела к Йольским празднествам. Подобно «оригинальной» Фригг, Берта в этом смысле выступает покровительницей и охранительницей социальных норм и традиционных устоев. И, кстати, живет она в озере (вспоминаем «морской чертог» богини викингов). В работе «Teutonic Mythology» Ягоба Гримма говорится о том, что Берта (равно как и ее более поздний вариант – Хольда) помогает трудолюбивой пряхе, наполняя их веретено за одну ночь. Нерадивой пряхе, которая ленится работать, Берта поджигает веретено.

В данном контексте не стоит забывать о сакральном значении прядения, которое, вероятно, имело вполне конкретную связь с сейдом (тут вновь стоит вспомнить сюжет из «Песни Валькирий»). Однако позже образ скандинавской богини Фригг, как мистической пряхи, всплывает уже в христианизированной Европе под именем святой Люсии (в некоторых источника ее так и называют – Люсия-пряха). Вальдемар Лингман в своей работе «Traditionswanderungen Euphrat-Rhein II» говорит о том, что святая Люсия наказывает девушек, которые не трудились в течение года, или же пряли в ее персональный день (13 декабря).

Также Лингман описывает традицию, по которой в день святой Люсии самую красивую девушку наряжали в платье нежно-белого цвета, укутывали красным шерстяным шарфом и украшали короной из «вороньих ягод», между которых устанавливалось девять небольших свечей. Девушка посещала каждый дом в деревне, поднося его хозяевам «gløgg» (алкогольная настойка с медом и травами). Вероятно, если Остара у германских народов являлась «летней богиней», несущей свет и тепло, то в зимний период те же функции выполняла Фригг-Перта-Хольда-Люсия.

В плане археологии средневековые образы Фригг представлены достаточно хорошо. К примеру, на фресках из Обервейшена богиня держит в руке веретено, а на барельефах из Вельшингена в руках у Хольды (Фригг) предмет, который исследователи определяют как прялку.

Скандинавская богиня Фригг в контексте смены эпох

Стоит обратить внимание на тот факт, что скандинавскую богиню Фригг иногда рассматривают как предводительницу норн или идис (стихийных духов). В этом контексте нельзя не вспомнить титул Фрейи – Ванадис («Vanadis» или «Wanadis»), что значит «дочь ванов». В тоже время словоформа «dis» вполне вероятно может восходить к форме «idises», которая как раз и обозначает духов идис. То есть титул Ванадис на самом деле больше подходит Фригг, чем Фрейе (если, конечно, не учитывать, что это может быть одна и та же богиня).

На сегодняшний день не сохранилось исторических сведений относительно вопроса о том, какие животные, деревья или растения были посвящены богини Фригг и какие символы (кроме веретена и связки ключей) считались ее сакральными эмблемами. Но последователи асатру считают ее деревьями липу (этот момент был пояснен выше), а также бук (традиционно соотносимый с руной Перт) и березу. Любопытно, что в Голландии долгое время существовало поверье, согласно которому дети, которые плохо себя вели, получали в дар от святого Николая березовые пруты. При этом Николай изображался как седобородый странник в остроконечной шляпе и синем плаще (очевидное указание на Одина). И там же, в Голландии, по древней традиции над входом в дом новобрачных размещались березовые ветви (оригинальные традиции изложены в работе Ф. Асвинн «Leaves of Yggdrasil»).

Читать еще:  Можно ли выращивать лилии в горшках в домашних условиях?

Также логичным выглядит предположение о том, что животным богини Фригг могла быть овца, ведь именно овца дает шерсть для пряжи. У Рихарда Вагнера в «Гибели богов» в повозку Фригг запряжены как раз овцы, и овца же становится «жертвой для Фригг», чтобы она «сделала хороший брак». Камнем Фригг считается горный хрусталь, ее металл – серебро, а цвета – белый и светло-голубой. Но это уже не реконструкция, а эзотерические гипотезы, которые не подкреплены никакими фактами.

Тем не менее, трудно переоценить роль Фригг в скандинавской мифологии и культуре народов северной Европы. Очевидно, образ этой богини возник еще в первых веках нашей эры и уверенно просуществовал до позднего средневековья. И хотя в действительности мы многого не знаем о подлинном образе богини, исследования этого вопроса продолжаются.

Пантеон Северных богов

Асы (Aesir)

Андримнир (Andrimnir)
Повар а Валхалле, который готовит Сэримнира — кабана, чья плоть каждую ночь поглащается героями Валхаллы, и который каждый день воскресает. Андримнир выполняет свои обязанности при помощи Элдримна — котла бесконечной провизии.

Бальдер (Balder)
Бог интеллекта, набожности, мудрости, а также весны; сын Одина и Фригг. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Его мать Фригг взяла клятву с огня, воды, металлов, земли, камней, а также всех птиц и животных, в том, что они никогда не принесут ему вреда. Поэтому во время пиров в Асгарде он использовался как мишень для метания дротиков и камней. Когда Локи узнал это, он замаскировался и спросил у Фригг, почему Бальдеру всё нипочём. Фригг рассказала ему, а также добавила, что растение омела было единственным, что не дало клятвы. Локи немедленно изготовил стрелы из омелы и отдал их брату Бальдера Хеду, а также помог ему прицелиться во время стрельбы по Бальдеру. Бальдер умер, но попал не в Валхаллу, а в мир мёртвых Хель. Богиня мёртвых потребовала, чтобы все в мире плакали за Бальдера — тогда она отпустит его. Однако замаскировавшийся Локи отказался плакать, и он остался у Хель. После Рагнарека он и Хед выбираются из разрушенного мира Хель и помогают строить новый мир.

Бор (Bor)
Сын Бури, женившись на Бестле, стал отцом Одина, Вили и Ве.

Браги (Bragi)
Бог поэтов и скальдов. Сын Одина, муж Идунн. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Часто о нём говорят «Длиннобородый»

Бури (Buri)
Существо, освобождённое изо льда коровой Аудумлой, отец Бора.

Вали (Vali)
Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тюру, но он плохой советчик и не очень мудр. Вали убивает Хеда после того, как тот убил Бальдера. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.

Вар (Var)
Богиня истины. Вар выслушивает и записывает клятвы людей.

Вьёфн (Vjofn)
Богиня согласия и примерения, решающая разногласия среди смертных.

Видар (Vidar)
Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, несмотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас — сын Одина и великанши Грид — почти так же могуч, как и бог грома Тор. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.

Вор (Vor)
Богиня любопытства и разрешения загадок.

Гефюн (Gefju)
Богиня садоводства и плуга.

Гна (Gna)
Прислужница и посланница Фригг, путешествующая по разным мирам, выполняя поручения своей хозяйки.

Ёрд
Мать Тора; богиня земли.

Идунн (Idun)
Жена Браги; богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее асов уже давно не было бы в живых. У Идунн есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная: она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней сейчас же появляется новое.

Лёвн (Lofn)
Богиня Лёвн освещает браки между людьми.

Магни (Magni)
Сын Тора, бог физической силы. Он выживет после Рагнарека и с помощью своего брата Моди отнесёт Мъёллнир на луга, где выжившие соберутся, чтобы строить новый мир.

Моди (Modi)
Сын Тора и Сиф, иногда упоминающийся как покровитель берсеркеров. Он выживет после Рагнарека и с помощью своего брата Магни отнесёт Мъёллнир на луга, где выжившие соберутся, чтобы строить новый мир.

Нанна (Nanna)
Богиня плодородия, жена Бальдера, не пережившая его смерти.

Один (Odin)
Правитель Асгарда, верховное божество скандинавского пантеона, бог воинов. Он был богом неба, а также и богом мертвых. Был наделен сверхчеловеческими качествами, что не мешало ему продолжать собирать мудрость и знания повсюду. У Одина была специальная зала — Валхалла, куда он приглашал избранных воинов, уже погибших на земле. После многодневных тренировок и боев воины, восстановив силы, отправлялись на празднество в великую залу, находясь под заботливым присмотром девушек-воинов — Валькирий. Пилось на этом пире огромное количество медовухи. Один, создавший людей, иногда путешествует среди них, одетый либо в серую, либо в синюю робу. Бродит он по деревушкам и городам, надвинув капюшон на лицо, чтобы скрыть свое искалеченное лицо, давая советы и отвечая на вечные вопросы. Один — бог волшебства и мудрости, который ради знания неоднократно приносил в жертву собственное тело: первый раз — пожертвовав свой глаз, во второй — распнув себя на стволе Иггдрасилля. Таким образом, он достиг просветления, добыл и даровал асам, ванам, гномам, альвам, гигантам и людям смысл рун. Им же рождены многие искусства, включая поэзию. На плечах у него сидят два ворона: Гугин и Мунин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мунин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают её и рассказывают своему хозяину обо всем, что они видели и слышали. На голове у Одина крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадет. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу. В Рагнарек Один воткнёт своё копьё Гунгнир в грудь волка Фенрира, но тот повалит Одина на землю.

Сага (Saga)
Богиня историй и генеалогии.

Сиф (Sif)
Богиня плодородия; жена Тора. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее, нет ни у кого в мире. Эти волосы сделаны из золота гномами.

Снотра (Snotra)
Богиня мудрости и вежливости.

Сьёвн (Siofn)
Богиня Сьёвн стремится к тому, чтобы люди жили мирно и дружно.

Сюн (Syn)
Богиня Сюн охраняет дома людей от воров.

Тор (Thor)
Бог грома. Сын Одина и богини земли Ёрд. Тор высок, мускулист, рыжеволос. После Одина, своего отца, Тор считался самым могущественным богом. Еще ребенком он поражал всех своей силой и мощью. Есть сказка о том, как однажды в детстве мать Тора увидела его жонглирующим десятью мешками медвежьих шкур. Она сначала испугалась, но, поняв, что это всего лишь игра ребенка, успокоилась. Он был веселым и добрым ребенком, но иногда у него были приступы странной ярости — он становился совершенно неуправляемым. Когда Тор вырос, он вернулся в Асгард и занял одно из двенадцати мест в храме суда. Он не так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов — хримтурсов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир. Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он или ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостром и Тангрисниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы. У Тора есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча или лука он носит тяжелый железный молот Мьёлльнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы. Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но когда асам угрожает опасность, им стоит только произнести вслух его имя — и бог грома сейчас же является на помощь. В Рагнарек Тор убьет Йормунганда своим молотом Мьёллниром, но потом сделает девять шагов назад и упадёт, отравленный ядом змея.

Тюр (Tyr)
Бог войны, сын Одина и сестры морского великана Хюмира, — третий из асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от Фенрира, но это не мешает Тюру быть искусным воином и принимать участие в сражениях. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. В Рагнарек он и волк Гарм убьют друг друга.

Форсети (Forseti)
Сын Бальдера, бог правосудия и победы в спорах.

Фригг (Frigga)
Богиня брака и продления рода; жена Одина. Фригг правит живущими в Асгарде богинями. Она столь же мудра, как и её муж, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно Одину, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам. Богини Фулла, Сага, Хлин и Гна прислуживают Фригг и выполняют её поручения.

Фулла (Fulla)
Богиня, прислужница Фригг.

Хед (Hoder)
Его называют Слепой Ас, и он так же, как Тюр, Хеймдалль и Браги — сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. После убийства им Бальдера его убьёт Вали. После Рагнарека он и Бальдер выбираются из разрушенного мира Хель и помогают строить новый мир.

Хеймдалль (Heimdall)
Также его называют Мудрым Асом. Страж моста Биврест. Сын Одина. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьерг, у самого моста Биврест. Хеймдалль спит меньше, чем птица, видит на сто дней пути в любом направлении и имеет такой острый слух, что может услышать рост травы и шерсти. Есть у него рог, что зовется Гьяллахорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. В Рагнарек он и его главный враг Локи убьют друг друга копьями.

Хенир (Hoenir)
Бог жречиских функций. Часто его называют Тихим Богом.

Хермод (Hermod)
Посыльный Асгарда. Его имя упоминается в связи с безуспешной попыткой вернуть Бальдера из царства Хель.

Хлин (Hlin)
Посыльная Фригг, защищающая тех, кого её хозяйка хочет защитить.

Эйр (Eir)
Покровительница врачей.

Элли (Elli)
Богиня старости.

Ваны (Vaner)

Аегир (AEgir)
Бог моря. Аегир управляет настроением морской поверхности, и говорят, что он имеет девять дочерей (Гьяльп, Грейп, Эйстла, Эйргьява, Ангейя, Атла, Ульврун, Имд, Ярнсакса), каждая из которых представляет какой-либо тип волны; и они, как одна сущность, являются матерью Хеймдалля.

Гулльвейг (Gullveig)
Одна из главных противниц асов. Асы говорят о ней как о ведьме и колдунье, изображая её в самых чёрных тонах. Во время войны асов с ванами она три раза входила в Валхаллу и три раза была убита, каждый раз воскресая.

Ньёрд (Njord)
Муж Скади. Покровительствует мореплаванию, рыболовству, кораблестроению и ему подвластны ветры и море. Ньёрд богаче всех асов и, как все ваны, очень добр. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.

Рэн (Ran)
Жена Аегира. Богиня погоды и штормов, требующая регулярных жертвоприношений в виде душ.

Улль (Uller)
Пасынок Тора, сын Сиф. Замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она ни была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Бог плодородия, связанный с небом, морем и особенно Законом.

Фрейр (Frey)
Бог плодородия, а также бог лета. Сын Ньёрда, названный сын Одина. Священным животным Фрейра был кабан. Этому богу подвластен солнечный свет, он прекрасен собой и могущественен, он ван, посылающий богатства. Фрейр мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как его отец Ньёрд. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. В Рагнарек главный враг его Сурт подстережёт Фрейра на охоте и убьёт его, при этом получив в глаз олений рог. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов.

Фрейя (Freya)
Дочь Ньёрда и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя — её называют также Ванадис — первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а её сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Брисингамен, а когда она плачет, из её глаз капают золотые слезы. Также Фрейя является предводительницей валькирий.

Гиганты (великаны)

Асвид (Asvid)
Гигант, принёсший добытые Одином руны в Ётунхейм.

Бельтор (Bolthor)
Отец Бестлы.

Бестла (Bestla)
Жена Бора, мать Одина.

Гирд (Gerd)
Жена Фрейра. Их союз символизирует брак земли и неба.

Имир (Ymir)
Ледяной гигант, возникший из мрака Гиннунгагап. Один, Вили и Ве убили его и создали из его тела мир Мидгард. Кровь Имира стала морями и озерами. Его череп стал небом, которое было установлено над землей. Мозги Имира были подброшены в воздух и стали облаками. Скелет Имира стал горами Мидгарда. Его зубы и челюсти стали скалами и камнями. Волосы Имира стали деревьями. Личинки, оказавшиеся в плоти Имира, стали гномами.

Локи (Loki)
Бог огня; побратим Одина. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень насмешлив и коварен. Хотя родом он гигант, асы приняли его к себе и не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своей изворотливостью. Например, Локи выступает инициатором создания волшебных вещей, строительства стены вокруг Асгарда и виновником нарушения данной асами клятвы. Является одним из двенадцати главных (после Одина) богов. Он же — вдохновитель убийства Бальдера. После убийства Бальдера боги поймали Локи и заточили его под землёй под змеем, с зубов которого на Локи капает яд. Его жена Сигюн держет над ним чашу, но когда она наполняется, и она идйт вылить из неё яд, судороги Локи пораждают землетрясения. Во время битвы в Рагнарек Локи возглавит гигантов в борьбе против асов. Он убьёт Хеймдалля, но и сам погибнет от его копья.

Мимер (Mimer)
Гигант, охраняющий источник мудрости, находящийся у корней Игграсиля. Один пожертвовал свой глаз, чтобы выпить из этого источника. Когда Мимер перестанет охранять свой колодец, равновесие в мире нарушится — это и будет Рагнарек.

Сигюн (Sigyn)
Жена Локи, известная тем, что после того, как его наказали за убийство Бальдера, держит над его головой чашу, исключая то время, когда она опусташает её.

Скади (Skadi)
Жена Ньёрда, хотя они не живут вместе (он не может жить в горах, она не может жить у моря). Именно она придумала наказание для Локи.

Сурт (Surt)
Предводитель огненных гигантов Мупельхейма. Во время Рагнарека он убьёт Фрейра своим огненным мечом, правда погибнет при этом сам.

Трюм (Thrym)
Король Ётунхейма. Он будет убит Тором за то, что украл его молот.

Фьёргун (Fjorgvin)
Отец Фригг.

Тёмные Альвы (Гномы)

Двалин (Dvalin)
Вождь тёмных альвов, повелитель Свартальвхейма. Он же принёс туда добытые Одином руны.

Квасир (Kvasir)
Квасир был создан во время пира по случаю заключения мира в войне между асами и ванами. Позже Квасир был убит гномами, а из его крови изготовили напиток, названный мёдом поэзии — каждый, выпивший его, становился поэтом. Первым этот напиток попробовал Один.

Альвы

Даин (Dain)
Альв, принёсший добытые Одином руны в Лессавльхейм.

Другие Существа

Аудумла (Audhumla)
Корова, кормившая своим молоком Имира и, облизывая ледяные блоки, освободившая Бури.

Биль (Bil)
Уменьшающаяся луна, одна из трёх, наравне с Хъюк и Мани.

Вердфельнир
Ястреб, живущий в кроне Игграсиля.

Гарм (Garm)
Волк Хель, стерегущий врата подземного мира. Приход Рагнарека будет ознаменован тем, что он порвёт свои путы. Он убьёт и будет убит Тюром.

Йормунганд (Jormungand)
Сын Локи, Мировой змей, лежащий на дне океана Мидгарда. В Рагнарек они с Тором убьют друг друга.

Мани (Mani)
Луна как божество, одна из трёх, наравне с Хъюк и Биль.

Мунин (Muninn)
Один из двух воронов, служащих Одину и сидящих на его плечах.

Нидхегг (Nidhog)
Дракон, лежащий в колодце Хвергельмер и грызущий один из корней Игграсиля.

Слейпнир (Sleipnir)
Восьминогий конь Одина, рождённый Локи

Соль
Солнце, брат Мани (месяца)

Фенрир (Fenrir)
Сын Локи, огромный волк, связанный до Рагнарека. В Рагнарек убьёт Одина и будет убит Видаром.

Хель (Hel)
Дочь Локи, правительница подземного царства, королева мёртвых (кроме героев, живущих у Одина в Валхалле). Выше пояса она — обычная женщина, а ниже — скелет.

Хугин (Huginn)
Один из двух воронов, служащих Одину и сидящих на его плечах.

Хъюк (Hjuke)
Растущая луна, одна из трёх, наравне с Биль и Мани.

Хёйдрун
Коза, живущая в Асгарде и питающаяся листьями с вершины Игграсиля. Все в Асгарде питаются её молоком, крепким, как мёд, и его хватает на всех.

Оставьте ответ Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector