Lui-kafe.ru

Кафе "Луи"
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расскажи для чего люди выращивают культурные растения

§ 30. Культурные растения — Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какие культурные растения вам известны?

Пшеница, рожь, овёс, кукуруза, подсолнечник, огурцы, томаты, редиска, свекла, морковь, лук репчатый, капуста, яблоня, груша, виноград, фасоль, горох, лён, греа, хлопок, рапс и т.д.

2. Какова роль культурных растений в жизни человека?

Человек издавна выращивает культурные растения для того, чтобы употреблять их в пищу и вырабатывать из них необходимые товары. Например, картофель, морковь, баклажаны и арбузы человек выращивает для употребления в пищу, лён и хлопок — для изготовления из их волокон ткани, а рапс — для изготовления биотоплива.

Вопросы в начале параграфа

1. От какого растения произошли культурные сорта капусты?

Предком культурных сортов капусты была капуста дикая. Это растение и сейчас встречается в некоторых районах Средиземноморья.

2. Какое строение имеет цветок капусты?

Капуста относится к семейству крестоцветных, поэтому её цветок имеет следующее строение:

  • чашечка с четырьмя крестообразно расположенными чашелистиками;
  • венчик с четырьмя крестообразно расположенными лепестками;
  • 6 тычинок, из которых две находятся на длинных тычиночных нитях, а четыре — на коротких тычиночных нитях;
  • 1 пестик;
  • формула цветка * Ч 4 Л4 Т4+2 П1

3. Какие плодовые растения семейства розоцветных вам известны?

К плодовым растениям семейства розоцветных относятся деревья и кустарники: яблоня, груша, вишня, абрикос, слива, персик, инжир, миндаль, ежевика, земляника, малина, черника и т.д.

4. Какие культурные растения семейства паслёновых вам известны?

Картофель, томат, табак курительный, баклажан, различные виды перцев.

5. Как использует человек культурные растения семейства злаковых?

Злаковые растения широко используются человеком в хозяйственной деятельности:

  • из зёрен пшеницы и ржи выпекается хлеб;
  • зерна овса и солома различных злаковых идёт на корм скота;
  • из сахарного тростника добывается сахар;
  • из риса, пшеницы, ячменя и овса изготавливаются крупы, которые человек употребляет в пищу;
  • также в некоторых странах злаковые используют для строительных целей и для изготовления домашней утвари.

Подумайте

У себя на родине, в Южной Америке, картофель и томаты — многолетние растения. Почему у нас их выращивают как однолетние?

Действительно, в Южной Америке томаты и картофель являются многолетними растениями и способны давать по несколько урожаев в год. В нашей стране климатические условия, к сожалению, не позволяют это сделать в естественных условиях. Морозные зимы буквально убивают растения оставшиеся на зиму в почве.

Как же развиваются томаты и картофель в благоприятных условиях, то есть в условиях тёплых зим?

Томаты — если после плодоношения кусты томатов не выкапывать, а оставить в земле, то:

  • сначала дозреют все недозрелые плоды;
  • потом листья растения пожелтеют и опадут, но сами кусты не засохнут;
  • в конце зимы из пазушных почек на стебле томатов начнут развиваться молодые побеги;
  • примерно через месяц на новых побегах распустятся цветы;
  • в конце апреля — в мае можно будет собирать новый урожай томатов.

Картофель — если в земле оставить не выкопанные клубни, то:

  • буквально через несколько месяцев из почвы начнут прорастать новые побеги;
  • в начале весны на побегах появляются цветки;
  • в конце весны — начале лета новый урожай картофеля будет готов к сбору.

Некоторые садоводы-любители добиваются неплохих результатов в выращивании многолетнего картофеля и томатов и на территории нашей страны. Но возможно это только либо в на юге России — в Краснодарском крае, либо в теплицах, либо на подоконнике при обеспечении должного ухода и создании определённых условий для растений.

Задания

Выясните, какие сорта капусты выращивают в вашей местности.

В средней полосе России выращивается большое разнообразие сортов капусты: белокочанная капуста, краснокочанная капуста, цветная капуста, брюссельская капуста, кольраби и листовая капуста.

Задания для любознательных

1. Осенью выкопайте с корнем кочан капусты. Положите его в подвал и храните при температуре около О °С. Корни засыпьте влажным песком. В январе посадите капусту в горшок с огородной землёй. Поставьте поближе к свету, поливайте и следите за её ростом в течение двух месяцев. Результаты наблюдений записывайте.

Начало цветения

2. Подготовьте подробный рассказ «Посадка и уход за яблоневым садом».

Рассказ «Посадка и уход за яблоневым садом»

Яблоневый сад — это не просто несколько яблоневых деревьев, посаженных на ограниченном участке земли. Для того, чтобы сад хорошо и регулярно плодоносил при устройстве яблоневого сада и уходе за ним необходимо выполнить целый ряд шагов.

Во-первых, сначала подбираются сорта яблоневых деревьев с учётом месторасположения сада, климатических условий, целей посадки сада и вкусовых предпочтений владельца. Существуют летние (ранние) сорта яблонь, а также осенние и зимние (поздние) яблони. Летние сорта яблонь отличаются более сладким вкусом и мягкостью, а зимние — лучшей лёжкостью (способностью храниться продолжительное время). Кроме того, желательно разместить в саду не менее трёх сортов яблонь, поскольку это растение относиться к перекрёстно опыляемым растениям и для лучшего завязывания плодов деревьям необходима пыльца с яблонь других сортов.

Во-вторых, разрабатывается правильная схема посадки деревьев. Например, в зависимости от сорта и размеров взрослых деревьев устанавливается расстояние, на котором будут высажены яблони (обычно расстояние между деревьями не должно быть меньше 4 метров). Также при составлении схемы посадки учитывается затенённость участка, холмистость, влажность и прочие условия, которые влияют на развития растения и его корневой системы. В некоторых случаях рассчитывается и угол наклона, под которым будут посажены саженцы, например, при посадке сада «лодочкой». Стоит отметить, что правильно выполненная схема будущего яблоневого сада — это залог его высокой урожайности и долголетия.

Во-третьих, тщательно подготавливается грунт перед устройством яблоневого сада: скашиваются и удаляются все сорняки из зоны посадки, вносятся необходимые удобрения и подкормки, проводиться аэрация (рыхление) почвы, монтируется специальная дренажная система, которая впоследствии сохранит корни деревьев от излишнего увлажнения и загнивания.

Четвертый этап — покупка и посадка саженцев. Делать это лучше всего в осенний или весенний период. Саженцы стоит покупать только в надёжных питомниках, поскольку от качества саженца зависит то, насколько здоровым и урожайным будет взрослое дерево. Для посадки саженцев заранее выкапываются ямы диаметром около 1 метра и глубиной 0,7-0,8 метров. Яме необходимо выкапывать в полном соответствии с разработанным планом. Выкапываемый грунт тоже раскладывается определённым образом: в одну сторону складывается верхний плодородный слой — потом его вместе с органическими и минеральными удобрениями укладывают внизу ямы с саженцем, а оставшаяся земля насыпается холмиком сверху. После посадки почву вокруг деревьев утрамбовывают, а молодые яблони поливают 2 — 3 вёдрами воды.

Следующий этап — уход за садом. Это самый продолжительный этап работы, поскольку он продолжается на протяжении всей жизни сада. Так, почву вокруг деревьев надо периодически пропалывать и рыхлить, чтобы корням яблонь поступало больше кислорода. Со второго года растений землю вокруг деревьев можно мульчировать, например, скошенной травой. Необходимо регулярно вносить органические и минеральные удобрения, защищать от грызунов и вредителей (зимой укутывать лапником, чтобы спасти кору от грызунов, а летом опрыскивать химикатами от вредителей), вовремя выполнять обрезку веток и обязательно поливать яблоневый сад особенно в условиях жаркого лета.

Выполнение всех этих мероприятий позволит вырастить здоровый и хорошо плодоносящий яблоневый сад, который будет радовать своих владельцев не только вкусными яблоками, но и удивительной красотой в любое время года.

3. Проведите наблюдения за опылением и развитием плодов у плодово-ягодных растений семейства розоцветных.

Наблюдение за опылением и развитием плодов у вишни (семейство розоцветных)

Цветущий вишнёвый сад — невероятно красивое зрелище. Деревья буквально утопают в нежных бело-розовых цветах, испускающих изысканный аромат. Впрочем, опытные садоводы знают, что обильное цветение вишни вовсе не является залогом богатого урожая. Так что же нужно, чтобы вишня начала плодоносить?

Оказывается по типу опыления вишни делятся на три вида:

  • самоплодные вишни — это вишни, которые способны образовывать плоды без присутствия на участке дополнительных опылителей;
  • частично самоплодные вишни — это вишни, которые могут образовывать плоды без дополнительных опылителей, но в небольшом количестве;
  • самобесплодные вишни — это вишни, которые не могут образовывать плоды без присутствия на участке дополнительных опылителей.

Дело в том, что в зависимости от сорта цветки вишни могут опыляться способом самоопыления или способом перекрёстного опыления, когда пыльца переносится с одного вишнёвого дерева на другое ветром, птицами или насекомыми. Причём для эффективного перекрёстного опыления желательно чтобы сорт дерева-опылителя отличался от сорта опыляемого растения.

Различается и время цветения и плодоношения различных сортов вишни. Так, существуют ранние сорта вишни, среднеранние и поздние. Опытные садоводы рекомендуют высаживать на участке по 2 — 3 сорта каждого из этих видов вишни, поскольку в качестве опылителя могут выступать только деревья цветущие в тоже время, что и опыляемое растения. Если же посадить и ранние, и среднеранние, и поздние сорта, то время созревания плодов можно существенно продлить.

Начало цветения и плодоношения вишни в средней полосе России

Начало цветения

1 неделя мая 2 неделя мая

4 неделя июля — 1 неделя августа

Цветение вишни продолжается обычно 7-10 дней. В это время насекомые и ветер переопыляют рядом стоящие растения, а самоопыляющиеся цветки опыляются еще на стадии бутона. После того, как лепестки вишни опадают, начинает расти и развиваться оплодотворённая завязь цветков. В течение двух месяцев она постепенно увеличивается в размерах и наливается питательными соками. Затем плоды становятся мягче и приобретают насыщенную «вишнёвую» окраску. Именно в этот момент их и начинают собирать.

4. Выясните, какие сорта пшеницы и других злаковых культур выращивают хозяйства вашего района. Какова их урожайность?

Средняя полоса России отличается благоприятными климатическими условиями для выращивания как озимых сортов, так и яровых сортов пшеницы .

  • Озимые сорта пшеницы (посев в сентябре-октябре — сбор урожая в середине следующего лета) — Антоновка, Безенчукская, Леннокс, Подолянка, Таня, Ларс, Илиас, Фаворитка, Шестопаловка, Мелянопус 26, Московская 39, Рино, Чикаго, Галина.
  • Яровые сорта пшеницы (посев в начале весны — сбор урожая в августе) — Ирень, Новосибирская 31, Саратовская 7, Уралосибирская, Харьковская 46, Чадо.
  • Озимые сорта — 60-90 центнеров с гектара
  • Яровые сорта — 36-50 центнеров с гектара.

5. Используя дополнительную литературу и материалы сети Интернет, познакомьтесь с историей введения в культуру и агротехникой культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в вашей местности.

История введения в культуру и агротехника томатов

(двудольное растение)

В XVI веке, после открытия Америки, в Европу были привезены самые разные невиданные ранее растения, в том числе и томаты. Эти выразительные кустики с насыщенными зелёными листьями и ярко-красными плодами очаровали европейцев. Они начали выращивать их в качестве декоративных комнатных растений и называть самыми романтичными названиями: «пом д′ амур» , что в переводе с французского значит «яблоко Амура» и «помо д′ оро», что в переводе с итальянского значит «золотое яблоко».

Плоды же томатов считались ядовитыми и опасными. В медицинских книгах писали, что яркие сочные помидоры вызывают тошноту, рвоту и употребление их в пищу может привести к серьёзным отравлениям. Только в 1782 году, то есть через два с лишним века после попадания томатов в Европу, русский агроном А.Т. Болотов доказал, что плоды томатов не только безвредные для здоровья человека, но и очень вкусные и полезные. Ядовитыми же являются только стебли и листья этого растения из семейства паслёновых.

Именно в этот момент и начинается введение томатов в культуру. Постепенно выращивание помидор распространилось по всей Европе и уже к концу XIX века томаты начали массово выращивать в самых разных странах. Сейчас блюда с использованием помидор прочно вошли в национальные кухни России, Италии, Франции, Германии, Греции и множества других стран по всему миру.

Вместе с распространением к употреблению томатов в пищу развивалась и агротехника выращивания этих растений. В зависимости от климатических условий вырабатывались правила и сроки посадки помидор, выводились новые сорта и придумывались способы увеличения урожайности и ускорения созревания плодов.

Например, в средней полосе России рекомендуется уже в конце февраля начинать выращивание рассады. Семена томатов высеивают в отдельные торфяные горшочки — по одному в каждый горшочек. Затем их присыпают землёй и ставят в теплое (не менее +22°С) и светлое место, чтобы семена проросли. В этом случае буквально через неделю появляются проростки, которые при правильном уходе через 2 месяца превращаются в крепкие небольшие кустики готовые к пересадке в открытый грунт.

Обычно пересадка томатов в открытый грунт происходит в мае, после того как земля достаточно прогреется и исчезнет угроза ночных заморозков. Посадка растений проводится прямо в торфяных горшочках, в которых выращивалась рассада. В этом случае корневая система томатов не травмируется и растение получает дополнительную порцию органических удобрений — торфа, из которого сделан горшочек.

Примерно в середине июля начинается период сбора созревших помидор. Плоды увеличиваются в размерах и краснеют. Обычно это происходит постепенно, поэтому сбор урожая с кустов проводится несколько раз. В конце-августа — начале сентября отплодоносившие растения убирают, поскольку на оставшихся на кустах зелёных плодов уже не достаточно тепла и света для вызревания и они начинают увядать.

Культурные растения — классификация, общая характеристика и примеры с названиями

Немного теории

Любая история о культурном растении начинается с рассказа о его диком предке. Например, это широко известная легенда о том, как африканский пастух заметил, что козочки, поедавшие ягоды с одного крупного кустарника, становятся более бодрыми. Сегодня оно известно как кофейное дерево. Любопытно, что хотя родиной диких кофейных деревьев является Африка, выращивают окультуренные сорта преимущественно в Латинской Америке.

Читать еще:  Сколько дней выращивать бройлеров в домашних условиях

Иногда в литературе встречается термин «группы культурных растений». Но классификация их так сложна, что не всегда понятно, что он означает. На самом деле в настоящее время действует Международный номенклатурный кодекс для таких растений. Он не делит их на классы и семейства, как это обычно бывает в биологии. Здесь выделяют:

  1. Сорт. Он представляет собой группу растений, полученную в результате селекции и обладающую общими характеристиками. Причем это должны быть растения только одного биологического вида.
  2. Грекс — это гибрид между двумя и более видами. Употребляется только для орхидных.
  3. Группы — это совокупность сортов, полученных в результате селекции или генной инженерии.

Независимо от особенностей своего происхождения, все растения со временем изменили свойства по сравнению со своими предшественниками. Их плоды стали крупнее и получили лучшие вкусовые свойства, клубни теперь содержат больше крахмала, в зернах злаков появилось больше витаминов и т. д. Но в то же время культурные растения и сами требуют больше питательных веществ и влаги. Им нужно, чтобы человек постоянно о них заботился.

Чтобы растения давали хороший урожай, нужно изучить особенности каждого из них, определить наилучшие условия для их произрастания и т. д. Именно поэтому будущие агрономы изучают различные аграрные науки, предлагающие эффективные схемы севооборота, средства защиты растений от болезней и вредителей, регламентирующие селекционные работы.

История культурных растений

Примерно за 7−8 тысяч лет до н. э. начался процесс одомашнивания диких растений. Интересно, что произошло это и в Старом, и в Новом свете практически одновременно. Конечно, в каждой географической области для этого выбирали какие-нибудь виды окружающей флоры, характерные именно для этого региона.

Интересно, что при этом в Австралии растениеводство так и не развилось, поскольку особого многообразия растительных ресурсов тут не было, и большинство растений континента непригодно для выращивания в пищевых целях. Зато в Австралии произрастает орехоплодное растение макадамия, которое только недавно нашло применение в косметической промышленности.

Неравномерность в распределении растительных видов сказалась и на особенностях дальнейшего развития цивилизации. В общем виде эта теория хороша представлена в книге Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ».

В ней тема развития цивилизации представлена с несколько необычной стороны и говорится о том, что при наличии растениеводства люди могут собирать с той же площади гораздо больше продуктов, чем охотники и собиратели. Увеличивается плотность населения, накапливается определенный запас продовольствия, и часть людей от добычи пропитания переходит к развитию технологии и управленческих структур — так формируется цивилизация.

Практически на всей территории Северной Америки после ледникового периода не было культурных злаковых растений, и в итоге коренное население проиграло эти территории европейским фермерам-переселенцам, которые привезли с собой ячмень, пшеницу, рожь, различные овощные культуры.

Зависимость от регионов

Общины не оставались обособленными, между ними было торговое сообщение, постепенно распространялись семена и плоды эндемичных растений, так что иногда непонятно, к какому региону относится то или иное растение. Тем не менее в науке сегодня выделяют несколько генцентров происхождения культурных растений, были выделены также первичные и вторичные центры разнообразия (по Н. И. Вавилову).

Их можно представить в виде следующей таблицы:

ЦентрРастения
Южноазиатский тропический центр33% Рис, кунжут, арахис, сахарный тростник, имбирь
Восточноазиатский центр9% Некоторые виды риса, персик, фасоль адзуки, бамбук
Юго-Западноазиатский центр14%. Это горох, рожь, лук-порей, дыни.
Средиземноморский центр11%. Многие виды пшеницы, овса, бобовых культур, а также виноград и оливковое дерево
Эфиопский центр4%. Некоторые виды хлопчатника, тыквы, гладиолуса, алоэ и т. д.
Центральноамериканский центр10%. В основном это, конечно, Мексика. Эта страна является родиной кукурузы, острого перца, агавы и т. д.
Андийский (Южноамериканский) центр9%. Анды — родина крупы киноа, хинного дерева и др.

Иногда отдельно выделяют Европейско-Сибирский центр. В таких климатических условиях не каждая культура будет хорошо расти. Но здесь смогли одомашнить сахарную свеклу, черешню, клевер и т. д.

Интересный факт — наибольшее число возделываемых растений дала Азия, причем и Дальний, и Ближний Восток вместе. И она же является самой густонаселенной, что подтверждает теорию Даймонда.

Принятая классификация

Существуют разные классификации культурных растений. Чаще всего их классифицируют по тем веществам, которые они содержат (крахмал, сахар, масло), или по их назначению и действию (например, стимулирующие, к числу которых относятся чайные кусты). Можно выделить следующие виды культурных растений:

  1. Декоративные. По сути, они не всегда выполняют какую-то практическую функцию, они просто улучшают качество жизни за счет украшения окружающего пространства. К этой группе относятся многие цветковые растения — этим термином называют не только травы, но и кустарники и деревья (в России, например, одним из самых популярных цветковых кустарников является сирень). Иногда они только украшают участок — например, как тюльпаны или ирисы. Иногда — активно используются в народной медицине и кулинарии, как розы, шиповник и т. д.
  2. Лекарственные растения. Это, например, ромашка аптечная, календула, шалфей, алоэ, валериана, хинное дерево. По мере изучения свойств культур этот список постоянно увеличивается.
  3. Зерновые и хлебные злаки. Это очень многочисленная группа. Например, к хлебным злакам относятся пшеница, ячмень, рис, кукуруза, а вот все виды овса входят в группу крупяных культур, наравне с гречихой, просом, киноа и т. д. Хотя крупу производят и из пшеницы или ячменя. Также выделяют группу зерновых бобовых культур, к числу которых относятся фасоль, горох, соя, чечевица и ряд других.
  4. Крахмалоносные. Самые известные представители этой группы — бататы и картофель. Но к ней же относятся и бананы (а не к плодам, как можно было подумать), и хлебное дерево.
  5. Сахароносные. Это довольно большая группа растения. Но для получения чистого кристаллического сахара используются в основном сахарная свёкла, тростник, некоторые виды сахарных пальм.
  6. Масличные — это подсолнух, оливковые деревья, рапс, кунжут, арахис.
  7. Волокнистые. Из них делают ткани. Это, например, хлопчатник, лен и джут.
  8. Овощные. Эта группа делится на несколько более мелких. Это могут быть пасленовые (томаты, баклажаны, сладкий перец), листовые и бутонные овощи (разные виды капусты, салата, каперсов), корнеплоды (морковь, свекла, сельдерей), а также тыквенные (это и огурцы, и тыквы, и дыни, и арбузы, хотя последние две культуры иногда относят к бахчевым, выделяя в отдельную группу).
  9. Плодовые и ягодные растения. В разных климатических зонах к ним относятся разные растения. В умеренных широтах это яблоня, вишня, слива, груша, в более южных к ним добавляются абрикос, гранат, айва, инжир. И этот список можно еще долго продолжать. В субтропическом климате выращивают лимоны, мандарины и актинидию китайскую (ее плоды называют киви). В тропиках к этой группе относятся анансы, манго, маракуйя. И это далеко не полные список. Кроме того, к ягодным культурам относят малину, землянику садовую (она также называется клубникой), смородину, крыжовник и т. д.
  10. Пряноароматические культуры — различные виды перца, мускатный орех, горчица, имбирь. Самая крупная категория в этой группе — пряные травы. К их числу относятся базилик, орегано, майоран, укроп, петрушка, тимьян и т. д.
  11. Стимулирующие — это чайные кусты, кофейное дерево, орехи кола, агава и т. д.

Таким образом, культуры играют важнейшую роль в питании человека — сегодня уже во всех регионах Земли.

Дополнительные сведения

Выделяют и другие группы растений, причем бывают очень подробные классификации. В основном они все равно разделяются по назначению. Например, отдельно выделяют:

  • каучуконосы;
  • дубильные культуры;
  • природные красители.

Некоторые из них выращивают специально для парфюмерной промышленности, поскольку в них ценятся эфирные масла (герань, лаванда, иланг-иланг). В настоящее время важное значение приобрели водоросли. Их культивируют и ради пищевых целей, и для использования в фармацевтической промышленности.

Всего в мире используется более 3000 видов культур. Даже названия их запомнить сложно. Но все они играют очень важную роль, и в ближайшем будущем селекционные работы будут направлены на улучшение адаптивных способностей этих растений и повышение их урожайности.

«Для чего люди выращивают культурные растения?»

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Каверина Людмила Александровна, учитель начальных классов

Цель урока:

Выяснить: для чего выращивают культурные растения?

Задачи урока:

  • Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих
  • Познакомить с культурными растениями разных групп
  • Расширить кругозор учащихся о культурных растениях.

Оборудование:

  • учебник,
  • хрестоматия,
  • тетради для самостоятельной работы,
  • компьютер,
  • экран,
  • мультимедийный проектор.

Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»,

Дети предварительно рассаживаются по группам. Всего 3 группы.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.

Дети находят тему и страницу в учебнике

2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

Учитель на доске записывает задание для всех присутствующих составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края»

Знакомство учащихся с целью урока

Презентация слайд 1

Дети обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Всем ученикам предлагается подумать над вопросом председателя клуба Кости Погодина: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?

Медиалекция через презентацию:

1)Какие бывают растения?

Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?

2)Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

Ученики высказывают своё мнение

Читают стр. 87-88 находят отличие

Осуждают Машины наблюдения и Мишины.

Работа со слайдами.

Наблюдение, сравнение, вывод.

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

2)Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной .работы, упражнение №50,№51

№50.Учащиеся читают названия растений. Знаком синего цвета отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений.

№51Учащиеся в предложенном списке

Подчёркивают названия культурных растений красной чертой, дикорастущих — синей. Затем выписывают названия растений, которые подчёркивают дважды (яблоня, груша, земляника,

малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Работа в группах .Работа с учебником (слайд №4).

1. Необходимо сравнить, как Миши наделил на группы растения и как Маша разделила по каким признакам?

2.Ученикам предлагается дополнить схему Маши и Миши.

3.Работа с тетрадями для самостоятельной работы №52

В группах выполняют задание. Читают текст в учебнике

В группах находят и обсуждают отличия . Затем делают вывод: Миша — для чего человек выращивает, а Маша какие культ. растения они выращивают?

Основание для деления — место ,где выращиваются растения.

6.Динамическая пауза

Учитель предлагает ученикам игру «Путаница» Он называет каждую группу растений и показывает движения .Дети должны выполнить движения правильно ,даже если учитель нарушит условие игры и на заданную группу покажет другое упражнение.

7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенного

В начале урока учитель на доске записал задание для учеников составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края».Учитель объясняет ,что доклад будет составляться в ходе работы и ответов групп.

Работа в группах. Каждая группа вытягивает карточки с названием растения. После подготовки ,на которую уходит 2-3 минуты они должны сказать:

2.Для чего нужно людям?,

3.Какие разновидности знаете?

Каждое выступление сопровождается слайдами учителя

1 гр — плодовые слайд №5,6,

2 гр- овощные слайд №7,8,

3 гр- декоративные слайд №9,10

1гр — лекарственные слайд №11,12

2гр — прядильные слайд №13

3 гр — зерновые слайд №14

Готовят выступление (2-3 минуты)

8.Рефлексия деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке

Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики дают оценку личного вклада в урок

9. Мотивация оценок

Учитель предлагает каждой группе поставить оценки самостоятельно.

Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные группами.

Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение.

Просмотр содержимого документа
«»Для чего люди выращивают культурные растения?» »

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Каверина Людмила Александровна, учитель начальных классов

Выяснить: для чего выращивают культурные растения?

Задачи урока:

Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих

Познакомить с культурными растениями разных групп

Расширить кругозор учащихся о культурных растениях.

Оборудование:

тетради для самостоятельной работы,

Читать еще:  Вешенки Выращивание в промышленных масштабах

Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»,

Дети предварительно рассаживаются по группам. Всего 3 группы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.

Дети находят тему и страницу в учебнике

2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

Учитель на доске записывает задание для всех присутствующих составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края»

Знакомство учащихся с целью урока

Презентация слайд 1

Дети обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Всем ученикам предлагается подумать над вопросом председателя клуба Кости Погодина: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?

Медиалекция через презентацию:

1)Какие бывают растения?

Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?

2)Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

Ученики высказывают своё мнение

Читают стр. 87-88 находят отличие

Осуждают Машины наблюдения и Мишины.

Работа со слайдами.

Наблюдение, сравнение, вывод.

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

2)Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной .работы, упражнение №50,№51

№50.Учащиеся читают названия растений. Знаком синего цвета отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений.

№51Учащиеся в предложенном списке

Подчёркивают названия культурных растений красной чертой, дикорастущих — синей. Затем выписывают названия растений, которые подчёркивают дважды (яблоня, груша, земляника,

малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Работа в группах .Работа с учебником (слайд №4).

1. Необходимо сравнить, как Миши наделил на группы растения и как Маша разделила по каким признакам?

2.Ученикам предлагается дополнить схему Маши и Миши.

3.Работа с тетрадями для самостоятельной работы №52

В группах выполняют задание. Читают текст в учебнике

В группах находят и обсуждают отличия . Затем делают вывод: Миша — для чего человек выращивает, а Маша какие культ. растения они выращивают?

Основание для деления — место ,где выращиваются растения.

6.Динамическая пауза

Учитель предлагает ученикам игру «Путаница» Он называет каждую группу растений и показывает движения .Дети должны выполнить движения правильно ,даже если учитель нарушит условие игры и на заданную группу покажет другое упражнение.

7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных Зунов

В начале урока учитель на доске записал задание для учеников составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края».Учитель объясняет ,что доклад будет составляться в ходе работы и ответов групп.

Работа в группах. Каждая группа вытягивает карточки с названием растения. После подготовки ,на которую уходит 2-3 минуты они должны сказать:

2.Для чего нужно людям?,

3.Какие разновидности знаете?

Каждое выступление сопровождается слайдами учителя

1 гр — плодовые слайд №5,6,

2 гр- овощные слайд №7,8,

3 гр- декоративные слайд №9,10

1гр — лекарственные слайд №11,12

2гр — прядильные слайд №13

3 гр — зерновые слайд №14

Готовят выступление (2-3 минуты)

8.Рефлексия деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке

Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики дают оценку личного вклада в урок

9. Мотивация оценок

Учитель предлагает каждой группе поставить оценки самостоятельно.

Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные группами.

Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение.

Для чего люди выращивают культурные растения 2 класс

Урок по окружающему миру (2-й класс). УМК «Перспективная начальная школа». Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Класс: 2

Выяснить: для чего выращивают культурные растения?

Задачи урока:

  • Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих
  • Познакомить с культурными растениями разных групп
  • Расширить кругозор учащихся о культурных растениях.
  • Оборудование:

    • учебник,
    • хрестоматия,
    • тетради для самостоятельной работы,
    • компьютер,
    • экран,
    • мультимедийный проектор.

    Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»,

    Дети предварительно рассаживаются по группам. Всего 3 группы.

    Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.

    2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

    Знакомство учащихся с целью урока

    Презентация слайд 1

    3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    1)Какие бывают растения?

    Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?

    2)Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

    Читают стр. 87-88 находят отличие

    Осуждают Машины наблюдения и Мишины.

    Работа со слайдами.

    Наблюдение, сравнение, вывод.

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    №51Учащиеся в предложенном списке

    Подчёркивают названия культурных растений красной чертой, дикорастущих — синей. Затем выписывают названия растений, которые подчёркивают дважды (яблоня, груша, земляника,

    малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими.

    5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

    1. Необходимо сравнить, как Миши наделил на группы растения и как Маша разделила по каким признакам?

    2.Ученикам предлагается дополнить схему Маши и Миши.

    3.Работа с тетрадями для самостоятельной работы №52

    В группах находят и обсуждают отличия . Затем делают вывод: Миша — для чего человек выращивает, а Маша какие культ. растения они выращивают?

    Основание для деления — место ,где выращиваются растения.

    7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных Зунов

    Работа в группах. Каждая группа вытягивает карточки с названием растения. После подготовки ,на которую уходит 2-3 минуты они должны сказать:

    2.Для чего нужно людям?,

    3.Какие разновидности знаете?

    Каждое выступление сопровождается слайдами учителя

    1 гр — плодовые слайд №5,6,

    2 гр- овощные слайд №7,8,

    3 гр- декоративные слайд №9,10

    1гр — лекарственные слайд №11,12

    2гр — прядильные слайд №13

    3 гр — зерновые слайд №14

    Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке

    Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

    9. Мотивация оценок

    Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные группами.

    Урок окружающего мира во 2 классе «Для чего люди выращивают культурные растения?»
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Для чего люди выращивают культурные растения?»(УМК «Перспективная начальная школа»). Презентацию урока вы сможете посмотреть, пройдя по ссылке https://docviewer.yandex.ru/view/82913282/?*=8kgWnGkKX%2FDuK7m8LfHm8ylLe.

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по окружающему миру

    2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

    Цель урока: Выяснить: для чего люди выращивают культурные растения; назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих; познакомить с культурными растениями разных групп.

    создать условия для развития у учащихся умения:

    — выделять отличительные признаки культурных растений;

    — классифицировать культурные растения по группам (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, масличные, бобовые), использовать учебник, хрестоматию для поиска информации.

    создать условия для развития у учащихся:

    — интереса к новому учебному материалу;

    — умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

    — коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

    формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

    действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

    использовать при выполнении заданий материалы учебника, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

    ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

    Оборудование: мультимедийная презентация, электронная тетрадь, карточки для работы в парах.

    1. Организационный момент.

    — Мои юные любители природы, сегодня у нас очередное заседание клуба, на котором мы продолжим познавать окружающий нас мир.

    — Каким вы хотели бы видеть наш урок? (Полезным, интересным, познавательным, развивающим, плодотворным).

    — Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок ? (Активность, дисциплинированность, внимательность, обдуманность, организованность, самостоятельность, трудолюбие).

    У всех хорошее настроение? Я желаю вам успехов. В добрый путь! Я надеюсь, что у нас всё получится.

    2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

    — А начнем наш урок с просмотра фрагмента известного всеми вами мультфильма «Смешарики».

    (Просмотр фрагмента с 57 сек. по 1 мин.31 сек.)

    — О чём мультфильм?

    (Копатыч борется с сорняками. Сорняки лишние мешают расти овощам на огороде.)

    — Подумайте, какое это имеет отношение к уроку окружающего мира?

    3. Постановка темы и целей урока.

    — Давайте определим тему урока.

    -О каких растениях будем говорить? (Надо узнать о растениях, которые выращивает человек. Для чего он выращивает эти растения?)

    — Какой основной источник знаний помогает подтвердить или опровергнуть наше предположение? (Учебник)

    — Обратимся к оглавлению. Найдите нужную главу. Какова тема урока?

    (Для чего люди выращивают культурные растения?)

    — Давайте подумаем, чему вы должны научится на этом уроке? Определим цель урока.

    — А на помощь к нам приходит Миша, герой наших учебников.

    — Посмотрите, Миша уже записал цели урока, прочтите их. Вы согласны с ним?

    — Выберите цели подходящие к нашему уроку.

    Узнать что такое «культурные» растения.

    Учиться различать «культурные» растения от «дикорастущих»

    На уроке узнаем, что такое растения.

    Узнать для чего люди выращивают «культурные растения».

    Узнать, чем питаются растения.

    Научиться делить «культурные» растения на группы.

    4. Формирование новых знаний.

    — Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы)

    -Какое значение для человека играют растения? (кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ)

    -А на какие ещё группы делятся растения? (Растения — хвойные , цветковые, папоротники, мхи, водоросли)

    — Можем ли мы прямо сейчас выделить группу «культурных» растений?

    — Откройте учебник на с.88, рассмотрите картинку.

    — Какие растения посажены в саду?

    — Как называется растение, которое растёт рядом с яблоней? (Репейник)

    — Помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник, а кто посадил землянику?

    — Посмотрите на экран. Земляника бывает лесной, а бывает и садовой.

    — Так в чём же отличие этих ягод? (Садовая земляника крупнее)

    — А кто пробовал яблоки с дикой яблони? Поднимите руки.

    — Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? (Они меньше размером, очень кислые).

    — Как называются растения, которые растут в лесу, в поле? (Дикие)

    -Значит лесная земляника, какая? (дикая)

    — А тогда садовая земляника, какая? (культурная)

    — Как бы вы дали определение «культурным» и дикорастущим растениям?

    — Дикорастущие – это растения? Культурные – это?

    -Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю.

    Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

    Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

    -Какие растения называют культурными? Выберите верный вариант ответа.

    5. Работа в парах: по тетради и по карточкам.

    — Откройте тетради на с.36, найдите задание №50. Прочитайте задание. Работаем в парах, обсуждаем, помогаем друг другу выбрать правильный ответ. А к доске пойдет пара …

    (Проверка задания по электронной тетради)

    Выполним задание под №51(карточка).

    — Разобрались, какие растения мы называем «культурными»?

    Во дворе стоит сосна

    Во дворе стоит сосна,

    К небу тянется она.

    Тополь вырос рядом с ней,

    Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

    Ветер сильный налетал,

    Все деревья раскачал. ( Наклоны корпуса вперёд-назад.)

    Ветки гнутся взад-вперёд,

    Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

    Будем вместе приседать —

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы размялись от души

    И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

    7. Изучение нового материала

    — В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Миша представил своё сообщение на заседании. Внимательно прочтите его на стр. 88 – 90 и ответьте на вопрос: На какие группы Миша разделил растения? Проверка по слайдам.

    — Какие растения человек выращивает для питания? ( 1гр. – для питания).

    — О ком заботится человек? Какие растения выращивает? (2 гр. – для домашних животных).

    — Для чего человек выращивает такие растения как лен и хлопчатник? ( 3 гр. – для изготовления тканей).

    Зачем люди сажают нарциссы, розы, сирень, астры, георгины? ( 4 гр. – для красоты).

    — На какие группы Миша разделил растения? Продолжите предложение.

    — Теперь рассмотрим, как Маша разделила культурные растения? (Слайд, стр. в учебнике 91).

    — Дополните схему, которую начала составлять Маша, своими примерами.

    — К овощным относятся капуста, томаты, огурцы и т.д.

    — К плодовым – сливы, яблоки, груши и т.д.

    — Бобовые – горох, фасоль.

    — Зерновые – рожь, пшеница, овес и т.д.

    — Декоративные – ирисы, астры, розы, тюльпаны и т.д.

    — Лекарственные – мята, мелисса, лаванда, ноготки, ромашка аптечная.

    — Есть еще группа, дополните примерами. (Лен, хлопок).

    Читать еще:  Можно ли выращивать плетистую розу как почвопокровную?

    — Кто знает, как называется эта группа? (Прядильные).

    — Чем похожи и чем отличаются рассказы Миши и Маши ? (Миша и Маша называют одни и те же растения ).

    ( Миша — на группы: для чего люди выращивают культурные растения; Маша — на группы : какие культурные растения выращивают люди.)

    — Какая схема вам больше нравится?

    8. Закрепление изученного материала.

    Самостоятельная работа. Тетрадь № 52.

    (Проверка по электронной тетради).

    — Вспомните, какие цели ставили на уроке?

    — Чем дикорастущие растения отличаются от «культурных»?

    — Для чего люди выращивают культурные растения?

    — На какие группы можно разделить культурные растения?

    10. Домашнее задание

    Составить сообщение по плану.

    1) Как называется растение?

    3) Для чего нужно людям?

    4) К какой группе культурных растений относится (плодовые, овощные, бобовые, зерновые, декоративные, лекарственные, прядильные)?

    — А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

    — А еще, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с этого урока. У вас на партах лежит рисунок яблони. На яблони нераскрашенные яблоки. Если у вас хорошее настроение, вы все поняли – раскрасьте красным. Если возникли затруднения – желтым. Если на уроке было скучно и неинтересно, задания были трудными – зеленым.

    Рисунки прикрепляются на доску.

    — Какой замечательный сад у нас получился! Спасибо за урок!

    Открытый урок в 2 классе «Для чего люди выращивают культурные растения»

    урок интересный, позновательный и очень позновательный

    Просмотр содержимого документа
    «открытый урок в 2 классе «Для чего люди выращивают культурные растения»»

    Разработка конспекта урока

    по окружающему миру

    по программе «Перспективная начальная школа»

    «Для чего люди выращивают культурные растения?».

    Учитель начальных классов:Сисенова Айнагуль Амангельдиевна

    урока окружающего мира по теме

    «Для чего люди выращивают культурные растения»

    Предмет: окружающий мир

    Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

    Тип урока: Открытие нового знания

    Цель: Узнать, что такое культурное растение и для чего их выращивают.

    Сформировать понятие «культурные» растения;

    Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от «дикорастущих» растений

    Познакомить с «культурными» растениями разных групп

    Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.

    Знают «культурные» растения

    Умеют выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;

    Умеют различать группы культурных растений;

    Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;

    Оборудование: учебник, тетради для самостоятельных работ, презентация, компьютер, проектор, экран, картинки с дикорастущими и культурными растениями, схемы, синий и красный карандаш

    Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода.

    Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, работа в парах.

    Добрый день, юные любители природы. Я рада приветствовать вас и гостей на нашем уроке. Поприветствуйте гостей. Садитесь на свои места.

    Сегодня мы продолжим познавать окружающий нас мир.

    Каким вы хотели бы видеть наш урок?

    Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?

    У всех хорошее настроение? Я желаю вам успехов. В добрый путь! Я надеюсь, что у нас всё получится.

    -создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД ( «хочу»)

    — устанавливаются тематические рамки («могу»).

    -умение высказывать своё мнение

    — А начнем наш урок с просмотра фрагмента известного всеми вами мультфильма «Смешарики».

    -О чем мультфильм? -Подумайте, какое это имеет отношение к нашему уроку окружающего мира? -Предположите тему урока? О каких растениях будем говорить?

    прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением )

    -постановка вопросов -умение выражать свои мысли

    -проявлять интерес к изучению темы

    3. Постановка учебной цели

    -умение организовывать свою работу в группе,

    — умение вычленять нужную информацию из общей информации,

    -оценивать правильность выполнения

    -умение слушать и понимать других,

    -умение строить речевое высказывание,

    -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе.
    -самостоятельное выделение-формулирование целей урока.

    самостоятельности при выполнении задания

    Откройте учебник на странице 88 рассмотрите картинку

    Какие растения посажены в саду?

    Как называется растение которое растет рядом с яблоней

    Помогите Миши разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник, а кто посадил землянику?

    Как называют растения которые растут в лесу в поле?

    Значит лесная земляника какая?

    А тогда садовая земляника какая?

    К какому выводу вы пришли?

    Яблоня, репейник, земляника, розы, подорожник, одуванчик

    Землянику посадил человек, а репейник вырос сам.

    — Растения которые выращивает человек – культурные, Растения никто не сажает они сами растут по себе — дикорастущие.

    -формирование умения устанавливать причинно – следственные связи,

    -учитывать чужое мнение,

    -формулировать собственную позицию,

    -получение новой информации

    — формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
    -построение логической цепи рассуждения.

    — умение строить речевое высказывание

    Сейчас Маша и Миша нам помогут.

    Ребята, откройте следующую страницу учебника и рассмотрите иллюстрацию.

    Маша: Люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними произрастают сами по себе сорняки: одуванчики, лебеда, осот. Такие растения называются дикорастущими.

    Миша: Откуда они берутся?

    Маша: Ребята, так кто посадил рядом с яблоней репейник?

    Маша: Нам надо понять, чем отличаются культурные растения от дикорастущих и чем они похожи? Миша: Мы предлагаем выполнить задание. -У каждого из вас на столе лежит карточка, переверните ее и посмотрите, что на ней изображено. Маша: У нас есть 4 растения. Береза и яблоня. Миша: Одуванчик и помидор — Вам необходимо объединиться в группы, чтобы ваши карточки подходили к данным растениям. -Проверяем. — Чем похожи береза и яблоня? -Чем похожи одуванчик и помидор?

    -Чем отличаются береза и яблоня?

    -Чем отличаются одуванчик и помидор?

    -Внимание на экран.

    -Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Слайд №

    – проявление интереса и терпения при выполнении задания,

    -выделение общих признаков, классификация, -удерживание цели деятельности до получения результата,

    – формировать умение сотрудничать для достижения цели.

    -установление причинно-следственных связей

    -относить объекты к известным понятиям
    -формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
    -построение логической цепи рассуждения.
    умение слушать и понимать других,

    -умение строить речевое высказывание,

    -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе.

    -формирование умения извлекать информацию из иллюстраций и текста, — умения выявлять сущность и особенность объектов.

    — Дети по лесу гуляли. За природой наблюдали! Вверх на солнце посмотрели. И их лучики погрели. Бабочки летали. Крылышками махали.

    Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять. Нам пора букет собрать.

    Раз присели, два присели. В руках ландыши запели.

    Дикие и культурные растения: признаки, различие, примеры и значение в жизни человека

    1. В чем отличие культурных растений от дикорастущих?
    2. Дикорастущие растения
    3. Культурные растения
    4. В чем различия дикорастущих и культурных растений?
    5. Как, почему и когда появились культурные растения?
    6. Роль культурных растений в жизни человека

    Растения являются одними из наиболее распространенных живых организмов на Земле. Они населяют большинство сред обитания, от засушливых пустынь и высоких гор до морских и пресноводных водоемов. В далеком прошлом, когда люди освоили земледелие, мир растений стал подразделяться на две группы: дикорастущие и культурные растения.

    В чем отличие культурных растений от дикорастущих?

    Как мы уже писали ранее, все растения на Земле условно можно разделить на дикорастущие и культурные. А теперь давайте узнаем, каковы различия между ними и почему растения подразделяют эти две группы.

    Дикорастущие растения

    К дикорастущим растениям относятся все травы, кустарники и деревья, которые растут без помощи или вмешательства людей. Они не были специально посажены руками человека. Дикорастущие растения используют для роста природные ресурсы своего местообитания, и способны адаптироваться к самым суровым условиям окружающей среды.

    Многие из более мелких диких растений часто воспринимаются как сорняки, и кто-то однажды сказал, что сорняки — это цветы, растущие не в том месте! Огородники и садоводы предпочитают, чтобы на их клумбах не было сорняков, подавляющих рост культурных растений. Хотя дикорастущие растения можно найти где угодно, даже в самых ухоженных садах, обычно к ним относится флора более диких мест, таких как степи, леса, водно-болотные угодья, холмы, горные и прибрежные районы.

    Дикие растения являются частью биоразнообразия природы. Они дают пищу и убежище, необходимое для поддержания богатого и здорового разнообразия насекомых, птиц и животных. Некоторые животные питаются только определенными растениями, поэтому потеря даже одного вида может привести к исчезновению этих животных!

    Культурные растения

    К культурным растениям относятся все растения, которые выращиваются людьми для получения продуктов питания, сельскохозяйственных кормов, лекарственных препаратов, промышленного и другого сырья, а также иных целей, удовлетворяющих человеческие потребности. Все культурные растения являются потомками дикорастущих видов. В следствии селекции люди смогли повысить их урожайность и приспособить к росту в непривычных для них условиях — на новой территории или другом климате.

    Культурные растения подразделяют на следующие группы:

    • Декоративные(розы, нарциссы, гладиолусы, кактусы, каланхоэ и т.п.) — используются для облагораживания садовых, приусадебных, парковых и других территорий в населенных пунктах, а также жилых или рабочих помещений;
    • Зерновые и хлебные злаки(гречиха, рожь, пшеница, ячмень, овес, рис и т.п.) — наиболее ценная категория культурных растений, которая обеспечивает человечество продуктами питания, а также сырьем для промышленной и кормами для сельскохозяйственной отраслей экономики;
    • Бобовые(горох, чечевица, нут, фасоль, соя, арахис, люцерна, вика и т.п.) — все виды бобовых, возделываемые человеком для пищевых, технических и кормовых целей;
    • Крахмалоносные(батат, картофель, маниок, ямс и т.п.) — сельскохозяйственные культуры, которые служат сырьем для изготовления крахмала или продуктов питания с высокой концентрацией крахмала;
    • Сахароносные(сахарная свёкла, сахарный тростник, сахарная пальма, топинамбур и т.п.) — растения, содержащие в своих в стеблях, клубнях или плодах большое количество сахарозы или глюкозы;
    • Масличные(подсолнечник, рапс, олива, кунжут, лен и т.п.) — растения, из семян или плодов которых в процессе прессования получают растительные масла;
    • Волокнистые(лен, конопля, хлопок и т.п.) — культурные растения, возделываемые для получения волокон, из которых изготовляют бумагу, ткань, веревку и другие изделия;
    • Бахчевые(арбуз, тыква, дыня, кабачок и т.п.) — сельскохозяйственные растения из семейства тыквенные, используемые в пищевых, кормовых, а также медицинских целях.
    • Овощные(томаты, огурцы, морковь, капуста, редис, петрушка, укроп, сельдерей и т.п.) — травянистые культуры, которые выращиваются для получения плодов, корнеплодов, луковиц, кочанов и зелени;
    • Плодовые(виноград, яблоко, черешня, абрикос, персик, манго, апельсин, папайя и т.п.) — культурные растения, выращиваемые для получения плодов, ягод и орехов;
    • Стимулирующие(чай, кофе, какао и т.п.) — растительные культуры, возделываемые для изготовления пищевых продуктов или лекарств, оказывающих стимулирующее (бодрящее) воздействие на нервную систему человека.

    В чем различия дикорастущих и культурных растений?

    Делая вывод из вышеописанного, становиться понятно, что разница между этими двумя группами заключается в следующем:

    • Дикорастущие растения:
      • не посажены людьми;
      • растут самостоятельно;
      • хорошо приспосабливаются к разным условиям окружающей среды;
      • могут приносить вред культурным растениям (сорняки).
    • Культурные растения:
      • посажены людьми;
      • получают уход (полив, удобрения, борьба с вредителями и сорняками);
      • зачастую искусственно изменены в результате селекции;
      • используются человеком для пищевых, кормовых, медицинских, промышленных и других целей;
      • не имеют естественного ареала.

    Как, почему и когда появились культурные растения?

    Люди выращивают растения и практикуют сельское хозяйство более 10 000 лет. Некоторые виды постепенно адаптировались к потребностям людей и окультурились.

    Культурные растения, как правило, являются потомками дикорастущих, которые были съедобными и представляли ценность для первобытных людей. Зарождение сельского хозяйства произошло, когда охотники и собиратели нашли полезные растение в одном месте и захотели выращивать их в другом, в случае миграции. Они собирали семена или черенки, чтобы попытаться вырастить их самостоятельно.

    Первые земледельцы также заметили, что некоторые растения могут вытеснить другие полезные виды, которые они выращивали, поэтому начали их пропалывать. Растения, которые мы сегодня выращиваем, могут быть результатом тысяч лет удачных находок и экспериментов или межкультурного обмена. Многие растения, используемые в сельском хозяйстве, были намеренно изменены человеком (окультурены), чтобы добиться от них лучшей урожайности, вкуса и питательной ценности.

    Роль культурных растений в жизни человека

    Когда растения стали культурными, они потеряли адаптационные свойства, которые позволяли им приспосабливаться к условиям дикой среды обитания. Вместо этого с помощью людей они развили другие качества. Культурные растения внесли огромный вклад в то, чтобы люди начали жить в постоянных поселениях, обеспечивая едой, одеждой и лекарствами все большую численность населения и развивать искусство, ремесло и технические навыки.

    Значение культурных растений в жизни современного общества сложно переоценить. Они играют важную роль в большинстве отраслей экономики, от сельского хозяйства и промышленности до общественного питания, здравоохранения, науки, торговли и т.д. Культурные растения обеспечивают нас продуктами питания, сырьем для изготовления одежды, лекарств, кормов для животных, а также служат для рекреационных или эстетических целей (декоративные растения).

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector