Lui-kafe.ru

Кафе "Луи"
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются друг от друга? Биологические особенности

Люди генетически близки друг к другу

Генетическая история человечества

Доктор биологических наук Лев Животовский, доктор биологических наук Эльза Хуснутдинова

Мы не единожды предлагали нашим читателям статьи, посвящённые проблемам эволюции и развития Homo sapiens. Сегодня мы обратимся к новому аспекту вопроса — генетической истории человечества и его родственников. Каковы пути эволюции с точки зрения генетики? Насколько отличаются ДНК человека и его человекообразных родственников? Кто наши предки и кем нам приходится неандерталец? Ответы на эти и другие вопросы попытались дать ведущие российские биологи.

Эволюция и филогенетическое древо

Эволюцию живых существ можно представить в виде величественного раскидистого дерева, корни которого скрыты от нас в глубине веков. Говоря о биологической эволюции, мы рассматриваем лишь надземную часть генетического древа, которая, согласно всем современным научным данным, развивалась постепенно — как растёт любое дерево. Сначала идёт ствол, потом — большие ветви, от них — более мелкие ветки, затем веточки и так далее (см. рис. 1).

Рис. 1. Филогенетическое древо животных (по: Матвеев, 1935).

Нам не дано видеть ветвей эволюционного древа — их составляют давным-давно исчезнувшие виды, жившие десятки и сотни миллионов лет назад. Многие из них не оставили даже следа в палеонтологической летописи, а о других нам рассказывают ископаемые находки. Реально мы наблюдаем только густую крону, где листочки — ныне существующие виды, одним из которых является биологический вид Homo sapiens, рода Человек (Homo) семейства Люди (Hominidae) отряда Приматы (Primates) класса Млекопитающие (Mammalia).

Научным методом изучения эволюции является выявление родственных (филогенетических) связей между различными организмами. В основу исследований, начиная с Карла Линнея (XVIII век), был положен принцип схожести (или несхожести) ныне существующих форм живых существ по фенотипу. Организмы, близкие по морфологическим признакам, физиологическим характеристикам, особенностям развития и др., группируются в одни веточки, другие, отличающиеся от первых, но схожие между собой, — в другие, которые затем образуют всё более крупные ветви. На рис. 1 представлено филогенетическое древо, отражающее фенотипическое сходство разных видов.

Эволюционная теория Чарлза Дарвина и филогенетические методы Эрнста Геккеля позволили современной биологии рассматривать филогенетические древа как эволюционные схемы. Согласно этим представлениям, внутри каждого вида может образоваться разновидность, наделённая новыми особенностями, позволяющими по-иному приспосабливаться к среде обитания. Так на эволюционном древе обозначается рост новой веточки. Если вновь приобретённые качества наследуются, то генетические различия усиливаются в следующих поколениях за счёт отбора свойств, обеспечивающих выживание генотипов, и накопления новых мутаций. Разновидность лучше приспосабливается к существующим условиям, фенотипически удаляясь от родительского вида Так появившаяся веточка растёт, обособляясь в новый вид.

Эволюция и ДНК

Как генетика помогла в интерпретации филогенетического древа и в понимании процесса эволюции? Дело в том, что биологическая эволюция во многом связана с изменением ДНК, представляющей собой последовательность четырех химических соединений — нуклеотидов A, T, C, G (аденин, тимин, цитозин, гуанин). Все ДНК организма называется геномом. Определённые участки ДНК, гены, кодируют белки; имеются также некодирующие участки генома. Это и есть генетический текст, определяющий как видовые признаки, общие для всего вида, так и уникальные особенности, отличающие данную особь от других представителей того же вида. ДНК любого организма подвержена мутациям, часть которых не изменяют числа нуклеотидов на данном участке ДНК, а меняют их местами. Но возможны и более сложные процессы: выпадения, вставки, удвоения нуклеотидов и перемещения фрагментов ДНК из одной части генома в другую; не исключён даже перенос ДНК между разными видами.

Мутация — редкое событие. Вероятность того, что данный нуклеотид в ДНК потомка будет изменён по сравнению с родительским, равна примерно 10–9. Однако для громадных промежутков времени, на протяжении которых разыгрывается эволюционный процесс, для всего генома, состоящего из огромного числа нуклеотидов (у человека их 3 млрд.), это ощутимая величина. Особи с вредными для организма нарушениями не выживают или не участвуют в размножении, и мутации далее не передаются. Полезные же изменения могут наследоваться потомками: так из поколения в поколение генетическая информация преобразуется — в этом и заключается генетическая суть процесса эволюции.

На филогенетическом древе внешне сходные друг с другом виды сгруппированы на одной ветви. Изучение ДНК ныне живущих видов позволило сопоставить близость особей разных видов на уровне эволюционных изменений, вызванных мутациями. Современная молекулярная биология позволяет сравнить соответствующие фрагменты ДНК (скажем, определённого гена) у разных видов и подсчитать число различий между ними. Филогенетические древа, построенные как по ДНК, так и по морфофизиологическим признакам, имеют очевидные соответствия: виды, далёкие друг от друга на морфофизиологическом древе, так же далеки на ДНК-филогенетическом. Таким образом, генетика доказала, что классическое филогенетическое древо отражает направление эволюционных преобразований. Более того, она показала, какие именно изменения геномов сопровождают эволюцию каждой из таксономических групп.

Человек и другие виды

Рис. 2. Чем больше времени прошло с момента разделения видов, тем больше накопилось различий в их ДНК.

Сравним человека, скажем, с бабочкой. Очевидно, что мы очень отличаемся друг от друга по внешнему облику и по составу ДНК и находимся на далёких ветвях филогенетического древа. Перейдём теперь к млекопитающим. Если сопоставить человека, скажем, с кошкой или собакой, к которым мы гораздо ближе, чем к бабочкам, то окажется, что и по ДНК человек более схож с ними. Если отправиться по ветви млекопитающих дальше, к приматам, то по мере приближения к человеку родственные черты с человекообразными — орангутаном, гориллой и шимпанзе — становятся очевидными (рис. 2). Больше всего человек походит на шимпанзе. Если сопоставить ДНК, окажется, что они очень близки. Генетика позволила количественно оценить сходство: человек и шимпанзе отличаются друг от друга всего одним-двумя нуклеотидами из каждых ста. То есть генетическое тождество составляет чуть ли не 99%.

Люди генетически близки друг к другу

Перейдём теперь собственно к человеку. Сопоставим представителей таких далёких народов, как аборигены Океании и европейцы, или сравним лица всем известных людей. Очевидно, что они разные, но насколько?

Сумел бы прилетевший на Землю инопланетянин отличить нас друг от друга, или мы все показались бы ему на одно лицо? Ведь случайному посетителю зоопарка все мартышки кажутся одинаковыми, а человеку, работающими с ними, — абсолютно разными. Конечно, неандерталец имеет мало общего с современным человеком, но стоит „одеть“ его в костюм и шляпу, он становится одним из нас. Автор этой статьи на лекции по теории эволюции для школьников спросил, кто изображён на рисунке. И тут же один из ребят воскликнул в радостной догадке: „Так это же вы!“

Если сравнить ДНК разных людей, то выяснится, что они отличаются друг от друга лишь на 0,1%, то есть только каждый тысячный нуклеотид у нас разный, а остальные 99,9% совпадают. Более того, если сопоставить всё разнообразие ДНК представителей самых разных рас и народов, то окажется, что люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Так что гипотетический инопланетянин сначала научится отличать друг от друга шимпанзе, а лишь затем — людей.

Много это или мало — 99,9% сходства и 0,1% различий. Проведём простые подсчёты. ДНК человека содержит около 3 млрд. пар нуклеотидов, примерно три миллиона из них у каждого из нас разнятся. Этого достаточно, чтобы утверждать, что не существует людей, генетически тождественных друг другу. Даже ДНК близнецов могут отличаться вследствие мутаций. Правда, большинство различий приходится на молчащие участки ДНК, и потому основные гены у нас во многом идентичны. Рассмотрим, например, молекулу гемоглобина, играющую ключевую роль в транспортировке кислорода из лёгких в клетки организма. Состав данной молекулы у всех абсолютно одинаков. Конечно, единичные отклонения возможны, но все они сопровождаются серьёзной патологией, поскольку мутация хотя бы одной аминокислоты в сложной молекуле гемоглобина изменяет её конфигурацию, резко нарушая способность удерживать кислород и снабжать им организм. Подобным же образом у всех людей совпадает множество других белков и кодирующих их генов.

Часть нуклеотидов, отличающих нас друг от друга, наделяет людей рядом признаков, определяющих группы крови, телосложение, цвет кожи, поведение и др. и позволяющих приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Однако большинство различий не связано напрямую с приспособительными функциями организма, их эволюционный ход определяется скоростью мутационного процесса, что позволяет проследить пути эволюции человека и его расселения по земному шару.

Предки человека

Так почему же особи шимпанзе больше отличаются, чем люди? Почему мы так похожи друг на друга генетически? Откуда мы и кто наш предок? Последний вопрос до сих пор остаётся спорным, хотя археологические находки последних десятилетий и исследования ДНК приблизили нас к пониманию этого. Шимпанзе имеет длительную историю развития, в ходе которого выработалось значительное генетическое разнообразие. Эволюционная же история человека слишком коротка для накопления серьёзных различий. Обратимся теперь к деталям нашего прошлого.

5–7 млн. лет назад от общего предка человека и шимпанзе отделилась ветвь, давшая начало древним обезьяно-людям, переходящим к прямохождению. Обитали они в Южной Африке, где их останки и были найдены; отсюда и их название — австралопитеки (т. е. обезьяны из Южного полушария), род Australopithecus. Одна из ветвей дала начало роду Человек — Homo. До середины 90-х г. древнейшим известным предком современного человека считался афарский австралопитек, A. afarensis, живший 3–4 млн. лет назад. К этому виду относится знаменитая Люси, найденная в 1974 г. в Эфиопии. Ряд палеоантропологов полагают, что древнейшим прародителем современного человека являлся другой вид австралопитека — рамидус, A. ramidus, чьи останки, насчитывающие 4,5 млн. лет, также были обнаружены в Эфиопии.

Первый известный нам представитель рода Человек появился более 2 млн. лет назад. Это был Homo habilis — Человек умелый, живший в Восточной и Южной Африке. Потом его сменил Homo erectus — Человек прямоходящий, следы которого были найдены в Африке и Евразии — им 1,7 млн. лет. К этому виду принадлежит азиатский синантроп, или пекинский человек, питекантроп, или яванский человек, обнаруженный в Океании, и древний „европеец“ — гейдельбергский человек. Самым поздним находкам — 250 тыс. лет. Антропологи сходятся во мнении, что Homo erectus распространился далеко за пределы Африки путём миграций.

Первые представители Homo sapiens (т.н. архаичные люди) являющиеся потомками Homo erectus, появились более 500 тысяч лет назад и отличались по сложению от человека современного типа. Их кости были обнаружены и в Африке, и в Европе, и в Азии. И поэтому возникает вопрос: а где же возник современный человек? В настоящее время существуют две основные гипотезы: полифилетическая (или мультирегиональная) и монофилетическая.

Рис. 3. Мультирегиональная гипотеза. Человек современного анатомического типа возник независимо на разных континентах из разных ветвей Homo erectus. Единообразие людей поддерживалось системой миграций (по: Stringer, 1989). Рис. 4. Монофилетическая гипотеза (гипотеза африканского происхождения человека). Человек современного типа возник в Африке и распространился оттуда на все континенты, вытесняя других представителей рода Homo (по: Stringer, 1989).

Согласно мультирегиональной гипотезе (рис. 3), люди разных рас имеют различное происхождение: каждая возникла на своём континенте от отдельного представителя вида Homo erectus. При этом предковые расы составляли единую популяционную систему и, мигрируя, обменивались генами. Монофилетическая же гипотеза утверждает, что все люди имеют общее происхождение, и Homo sapiens, как и Homo erectus, возник в Африке, а затем расселился оттуда по всем континентам .

Сторонники обеих гипотез не сомневаются в происхождении человека от Homo erectus, но расходятся в вопросе о времени его возникновения. Согласно мультирегиональной гипотезе, возраст современного человека более миллиона лет, а по монофилетической версии — около 500 тыс. Однако ни антропологи, ни археологи не смогли поставить точку в этом споре. Коренной перелом в решении проблемы возникновения человека, его расселения по континентам и возникновения рас внесли исследования ДНК.

НАШИ ПРОЕКТЫ

Биологические различия между расами

Отправить другу X

Расы это основные группы человеческих особей. Их представители, отличаясь друг от друга во многих мелких аспектах, составляют одно целое, заключая в себе определённые признаки, не подверженные изменениям и унаследованные от предков как и свою сущность. Эти определённые признаки наиболее проявляются в теле человека, где можно как проследить строение так и провести измерения, а также во врождённых способностях к интеллектуальному и эмоциональному развитию, равно как в темпераменте и характере.

Многие люди полагают, что различия между расами проявляются только в цвете их кожи. В конце концов нас этому учат в школе, да и во многих телевизионных программах, пропагандирующих эту идею расового равенства. Однако, мы становимся старше и всерьёз задумавшись об этом вопросе и учитывая наш жизненный опыт (и призвав на помощь исторические факты), мы можем понять, что если бы расы были бы действительно равны, то и результаты их деятельности в мире были бы эквивалентны. Также из контактов с представителями других рас можно заключить, что их ход мыслей и действий часто отличается от хода мыслей и действий белых людей. Между нами определённо существуют различия и эти различия — следствие генетики.

Читать еще:  Где растет и как выглядит мускатный орех

Существует только два пути для людей быть равными. Первый путь, это быть одинаковыми физически . Второй — быть одинаковыми духовно . Рассмотрим первый вариант: могут ли быть люди одинаковыми физически? Нет. Есть высокие и маленькие, худые и полные, пожилые и молодые, белые и чёрные, сильные и слабые, быстрые и медлительные и масса других признаков и промежуточных вариантов. Нельзя увидеть никакого равенства среди множества индивидуальностей.

Что касается различий между расами, то их множество, например форма головы, черты лица, степень физической зрелости при рождении, формирование мозга и объём черепа, острота зрения и слуха, размер тела и его пропорции, число позвонков, тип крови, плотность костей, длительность беременности, число потовых желез, степень излучения альфа волн в мозгу новорождённых, отпечатки пальцев, способность к усвоению молока, строение и расположение волос, запах, дальтонизм, генетические заболевания (такие как анемия серповидных клеток ), гальваническое сопротивление кожи, пигментация кожи и глаз и подверженность инфекционным заболеваниям.

Глядя на такое количество физических различий, глупо утверждать, что не существует духовных различий, и даже наоборот, мы осмелимся предположить, что они не только существуют, но и имеют решающее значение.

Мозг является наиболее важным органом в организме человека. Он занимает всего 2% от веса человека, но поглощает 25% всех калорий, которые мы потребляем. Мозг никогда не спит, он работает сутки напролёт, поддерживая функции нашего организма. Помимо мыслительных процессов, он управляет сердцем, дыханием и пищеварением, а также влияет на сопротивляемость организма к заболеваниям.

В своей эпической книге, «История человека», профессор Карлтон С. Кун (бывший президент Американской Ассоциации Антропологов) писал, что вес среднего мозга чернокожего составляет 1249 грамм в сравнении с 1380 граммами — весом среднего мозга белого человека, и что средний объём мозга чернокожего 1316 куб. см., а белого человека — 1481 куб. см. Он также обнаружил, что размер и вес мозга наибольший у белых людей, затем идут жители востока (монголоиды), после них чернокожие и на последнем месте аборигены Австралии. Различия между расами в размерах мозга большей частью связаны со строением черепа. К примеру любой анатомист может взглянув на череп, определить к белой или чёрной расе относился человек, это обнаружилось в результате расследований преступлений, когда оказалось, что можно определить расовую принадлежность найденного тела даже если оно почти полностью разложилось и остался только скелет.

Череп негра более узкий с низким лбом. Он не только меньше но и толще чем средний череп белого. Жёсткость и толщина черепа негров имеет непосредственное отношение к их успехам в боксе, так как они могут переносить больше ударов по голове нежели их белые соперники.

Часть мозга, заключённая в мозговой коре, наиболее развитая и сложная его часть. Она регулирует наиболее существенные типы психической деятельности, такие, например, как математические способности и другие формы абстрактного мышления. Доктор Кун писал, что существует большая разница между мозгом негра и белого. Передняя доля головного мозга негра развита меньше, чем у белого. Таким образом их способности в области мышления, планирования, общения и поведения больше ограничены, чем у белых. Профессор Кун, также обнаружил, что эта часть мозга у чернокожих тоньше и имеет меньше извилин на поверхности, чем у белых людей, и развитие этой области мозга у них прекращается в более раннем возрасте, чем у белых, ограничивая тем самым дальнейшее интелектуальное развитие.

Доктор Кун не одинок в своих заключениях. Следующие исследователи в перечисленные годы, используя различные опыты показали разницу между неграми и белыми в пределах от 2,6% до 7,9% в пользу белых: Тодд (1923), Перл (1934), Симмонс (1942) и Конноли (1950). В 1980 году Канг-ченг Хо с его помошниками, работая в Институте Патологий Кейс Вестерн определили, что мозги белых мужчин на 8,2% больше мозгов чёрных мужчин, в то время как мозги белых женщин на 8,1% больше мозгов чёрных женщин (мозг женщины меньше по размерам мозга мужчины, но больше в процентном соотношении к остальному телу).

Развитие чернокожих детей проходит быстрее, чем белых. Их двигательные функции развиваются быстро вместе с умственными, но позднее происходит запаздывание и к возрасту 5 лет белые дети не только догоняют их но и имеют преимущество около 15 единиц IQ. Более крупный мозг белых детей к 6 годам — ещё одно тому свидетельство. (На ком бы не проводились тесты на IQ, все они показали результаты различий от 15% до 23%, при этом 15% наиболее частый результат).

Исследования Тодда (1923), Винта (1932-1934), Перла (1934), Симмонса (1942), Конноли (1950) и Хо (1980-1981) показали важное различие между расами и в размерах мозга и в его развитии, и сотни психометрических экспериментов ещё и ещё подтверждали эти 15 единиц различия в интеллектуальном развитии между неграми и белыми. Однако теперь к таким исследованиям отбили охоту, и такие инициативы встретили бы бешеные попытки подавления, имей они место. Несомненно, изучение биологических различий между расами, кажется, на сегодня одна из первых тем, на которые запрещено говорить в США.

Выводы профессора Андрея Шуи в монументальной 50 — летней работе по проведению IQ-тестов, названной «Тестирование интеллекта негров», говорят о том, что оценка интеллекта негров в среднем на 15-20 пунктов ниже, чем белых. Эти исследования были недавно подтверждены в книге-бестселлере «The Bell Curve». Величина «перекрытия» (случаи-исключения, когда негры набирают столько же единиц, сколько и белые) составляет только 11%. Для равенства эта величина должна быть не менее 50%. Согласно профессору Генри Гаррету, автору книги «Дети: белые и чёрные», на каждого одарённого чернокожего ребёнка приходится 7-8 одарённых белых детей. Он также установил, что 80% одарённых черных детей имеют смешанную кровь. Вдобавок, исследователи: Бейкер, Айзнек, Дженсен, Петерсон, Гаррет, Пинтер, Шуи, Тайлер и Йеркес сходятся во мнении, что чернокожие уступают в логическом и абстрактном мышлении, числовом счёте и умозрительной памяти.

Следует отметить, что у людей смешанного происхождения результаты выше, чем у чистокровных негров, но ниже, чем у чистокровных белых. Это объясняет, почему негры с о светлым оттенком кожи более понятливые, чем с очень тёмной кожей. Лёгким способом для вас проверить так это или нет является посмотреть на чернокожих, показываемых по телевизору, известных ведущих или артистов. Большинство из них имеют больше белой крови, чем чёрной, и таким образом более способны к общению напару с белыми.

Был выдвинут аргумент, что тест IQ связан с культурой определённого общества. Однако это легко опровергнуть, таким фактом, что азиаты, только прибывшие в Америку и далёкие от специфики американской культуры (чего, конечно нельзя сказать об американских неграх) в тестах негров опередили. Также и американские индейцы, которые как всем известно, являются группой общества, находящейся не в лучшем социальном положении, опередили негров. И наконец, белые бедняки с небольшим преимуществом, но опережают даже верхний класс чернокожих, которые вполне интегрировались в культуру Америки.

Помимо этого, каждый тест IQ, предоставленный департаментом образования США, всеми уровнями вооружённых сил, управлениями образования штатов, округов и городов, всегда показывал, что негры в среднем на те же 15% слабее белых. Если бы этот тест был бы даже связан с культурой белых, то было бы практически невозможно, чтобы каждый тест, содержащий огромное количество разных вопросов, в результате стремился бы к одному числу с такой точностью.

Ниже приведен график из Общества Исследований Детского Развития США, который показывает, что большая часть чернокожих детей находится в области низкого коэффициента IQ. Так как величина IQ от 85 до 115 считается нормальной, можно видеть, что большинство чёрных детей имеют IQ ниже. Можно также видеть, что гораздо больше белых детей, чем чёрных имеет IQ больше 100.

Различие в силе ума не единственное психическое различие между белыми и неграми.

Согласно анализам Дж. П. Раштона негры более возбудимы, более склонны к насилию, менее сексуально сдержаны, более импульсивны, больше склонны к совершению преступлений, менее альтруистичны, менее расположены соблюдать правила и менее объединяемы. Криминальная статистика, импульсивный и насильственный характер преступлений, которые совершают негры, факт, что школы со смешанными учениками требуют больше дисциплины и присутствия полиции, чем школы только с белыми учениками, и готовность определённой части чернокожих принимать участие в учинении массовых беспорядков, всё это подтвердили наблюдения мистера Раштона.

Томас Диксон, автор книги «Рождение Нации», которая стала, возможно величайшим событием, вероятно наилучшим образом определил идею расового равенства между белыми и неграми, когда написал следующее:

«Образование, сэр, это развитие того, что есть. Испокон веков негры владели африканским континентом — богатством за пределом поэтических фантазий, землями хрустящими от алмазов под ногами. Но они никогда не подняли ни одного алмаза из пыли, пока белый человек не показал им его блистающий свет.. На их землях толпились могучие и послушные животные, но они и не подумали запрячь повозку или сани. Охотники по необходимости, они никогда не делали топор, копьё или наконечник стрелы чтобы сохранить их после момента использования. Они жили как стадо быков, довольные пощипать травки часок. На земле, полной камня и леса, они не удосужились напилить досок, высечь хоть один кирпич или построить дом не из палок и глины. На бесконечном океанском побережье, рядом с морями и озёрами, напротяжении четырёх тысяч лет они наблюдали рябь от ветра на их поверхности, слышали грохот прибоя на пляжах, завывания шторма над их головами, вглядывались в туманный горизонт, зовущий их в миры, лежащие по ту сторону, и ни разу мечта о мореплавании не охватила их!»

Одно время, когда существовало больше выражения свободомыслия и средства информации не были полностью под еврейским контролем, научные книги и справочники однозначно толковали выжеизложенные факты. Например «Научно популярный сборник» том 11, редакция 1931 года, стр.515, констатирует следующее в «Разделе примитивных народов» : «Заключение таково, что негр действительно принадлежит к низшей расе. Возможности его мозга слабее, а его устройство проще. В этом отношении, алкоголь и другие наркотики, способные парализовать самоконтроль, являются его врагами.» Другим примером служит прямая цитата из раздела «Негр» в «Британской Энциклопедии», 11 издания, стр.244:

«Цвет кожи, который также распознаётся по бархатистости кожи и особому запаху, существует не благодаря наличию какого-то особого пигмента, а большим количеством красящего вещества в Мальпигиевой слизистой оболочке между внутренним и внешним слоями кожи. Излишняя пигментация не ограничивается только кожей, пигментные пятна часто обнаруживают и во внутренних органах, таких как печень, селезёнка и др. Другими обнаруженными особенностями являются видоизменённые органы выделения, более выраженная венозная система и меньший объём мозга по сравнению с белой расой.

Безусловно, по вышеупомянутым характеристикам негра следует отнести к низшей ступени эволюционного развития нежели белого, и находящимся ближе по степени родства с высшими антропоидами (обезьянами). Эти характеристики: длина рук, форма челюсти, тяжёлый массивный череп с большими надбровными дугами, плоский нос, вдавленный у основания, и.т.д.

Умственно негр уступает белому. Заметки Ф Манетты, собранные после многолетних изучений негров в Америке, могут быть взятыми за основу для описания этой расы: «негритянские дети были умны, сообразительны и полны живости, но по приближении периода зрелости постепенно наступали перемены. Интеллект, казалось заволакивало, оживления уступало месту своего рода летаргии, энергичность сменялась на лень. Мы должны непременно уяснить, что развитие негров и белых происходит различными путями. Тогда как с одной стороны с ростом мозга происходит расширение черепной коробки и формирование её в соответствии с формой мозга, то с другой стороны происходит преждевременное закрытие черепных швов и последующее сдавливания мозга лобными костями.» Это объяснение имеет смысл и, возможно является одной из причин. »

Почему же эта информация была удалена? Просто потому, что она не соотносилась с планами правительства и средств массовой информации. Пожалуйста вспомните, что до 1960 года расовые различия между белыми и чёрными были всемирно изестны и приняты.

Вот биологические факты о расах. Мы понимаем, что они могут быть «политически некорректны», но факты от этого не перестают быть фактами. В высказывании биологических фактов, что белая раса обладает большими интеллектуальными возможностями не больше «разжигания ненависти», чем в высказываниях, что человеческие существа обладают большими интеллектуальными возможностями, чем животные, или одни животные обладают большими интеллектуальными возможностями, чем другие животные. Наука не имеет ничего общего с «разжиганием ненависти», она имеет дело с реальностью .

Человек, идивид, личность — определения и отличия терминов

В социологии, психологии и ряде других наук широко используются такие термины как «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие воспринимают их как синонимы, однако каждое из этих слов имеет собственный смысл и подразумевает конкретный набор характеристик. Поэтому, эти термины не являются взаимозаменяемыми и при их употреблении нужно хорошо понимать контекст. Сегодня мы подробно разберём, чем они различаются между собой и как не ошибаться, употребляя эти слова в собственной речи.

Читать еще:  Для чего сливе осенняя подкормка

Определения понятий

  • Человек – это социальное существо, обладающее сознанием и разумом. В данное понятие может вкладываться биологический смысл или физический. При этом оно является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного.
  • Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Этим словом обозначают отдельно взятого уникального человека, абстрагируясь при этом от его морфологических, психологических и социальных характеристик. Очевидно, что у индивида есть некий набор уникальных качеств, но в рамках данного понятия они несущественны.
  • Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида, делающих его уникальным и отличающих его от других людей. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт, морфологические и прочие свойства.
  • Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он так или иначе реализует в своей общественной жизни. Это слово можно использовать как характеристику индивида, либо для того, чтобы обозначить конкретного человека в контексте изучения его социальных особенностей.

Теперь разберём каждое из этих понятий подробнее, чтобы более точно понять, чем они отличаются, что между ними общего и в каких случаях какой из терминов следует применять.

Человек

Как мы уже выяснили выше, человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).

С точки зрения психологии, термин «человек» сочетает в себе биологические и общие социальные характеристики, а также способность заниматься различными видами деятельности, специфичными для данного биологического вида.

С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:

  • прямохождение и особое строение тела;
  • использование членораздельной речи для общения;
  • наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;
  • способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);
  • способность создавать и использовать орудия труда.

С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.

Чтобы запомнить, чем понятие «человек» отличается от понятия «личность», следует понять одну простую вещь: новорождённый ребёнок уже является человеком, поскольку ему присущи все элементы человеческой природы. При этом личностью он становится позже – в процессе социализации, когда обретает свою индивидуальность.

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).

С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Личность

Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.

Основными характеристиками личности являются её потенциалы:

  • творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
  • познавательный – способность и стремление учиться;
  • коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
  • ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
  • художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.

Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.

Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.

Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.

Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:

  • выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
  • осознание правил поведения, действующих в обществе.
  • умение строить отношения и другие социальные навыки.
  • способность принимать решения и отвечать за их последствия.

Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.

Отличия понятий

Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.

Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.

Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.

Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».

Взаимосвязь понятий

Всё вышесказанное относилось в основном к различиям между рассматриваемыми понятиями. При этом между всеми ними присутствует взаимосвязь, которую также нельзя оставлять без внимания. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно рассматривать как ступени личной эволюции человека. Каждый человек становится индивидом сразу после рождения. По мере взросления он приобретает индивидуальность, которая состоит из генетически обусловленных и приобретённых свойств.

Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.

Заключение

Термины «человек», «личность«, «индивид» и «индивидуальность» входят в число самых распространённых слов русского языка. При этом не все понимают, какая между ними разница и в каких случаях какой из них лучше подходит. Всё зависит от того, какие свойства человека мы хотим подчеркнуть. Слово «человек» подходит в большинстве случаев, независимо от того, в каком контексте мы его рассматриваем и какие его черты нас интересуют.

Слово «индивид» позволяет однозначно указать на определённого человека, не обращая при этом внимания на его личные качества. Слово «индивидуальность» редко используют для обозначения человека. Обычно им обозначают совокупность свойств и качеств, делающих его уникальным и неповторим. Слово «личность» характеризует человека как социальное существо с его навыками общения, жизненным опытом, мировоззрением и прочими личностными качествами.

Биологический вид и его критерии

теория по биологии эволюция

Биологический вид

Биологический вид — совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом морфологических и физиологических признаков и сходством их взаимоотношений с биотической и абиотической средой.

Виды обособлены друг от друга, благодаря чему не происходит скрещивания разных видов при размножении. Самым ярким примером такой обособленности является население разными видами разных ареалов обитания. Так, занимая свою часть территории, возможно, даже на разных континентах или по разные стороны от гор и рек, виды не скрещиваются между собой.

Несмотря на обособленность, видам присуща и целостность, которая проявляется в том, что для жизни вида особям необходимо взаимодействовать друг с другом. Это нужно, как минимум для принесения потомства, и просто для существования. Преобладающее большинство организмов предпочитает жить в сообществе с другими особями их вида. Это облегчает защиту от врагов, поиск и добычу пищи, выращивание потомства, и многое другое.

Критерии вида
  1. Морфологический критерий (морфология – строение). Следовательно, особи одного вида имеют сходные черты внутреннего и внешнего строения. Возьмем, например, людей разных родов. Несмотря на то, что они отличаются: кто-то выше, полнее, имеет другой цвет волос, разрез глаз, другие черты лица, все равно мы наблюдаем внешнее сходство. Если мы посмотрим на внутреннее строение, то в норме, у всех будет одно и то же расположение костей скелета, одни и те же мышца, которые будут крепиться сухожилиями к костям в строго определенных местах. Естественно, кости у кого-то будут длиннее, у кого-то короче, а мышцы у разных людей развиты в разной степени, но это не отменяет схожести в строении.
  2. Физиологический критерий (физиология – работа организма). Если мы заглянем под мышцы и кости, то обнаружим внутренние органы, которые, опять же, без патологий, располагаются на своих местах. Это отсылает нас к морфологическому критерию. Что же касается работы этих внутренних органов, то в общем и целом, принципы одни и те же. Конечно, известных факт, что у каждого организма есть свои индивидуальные особенности, но это не отменяет того, как работает сам орган.
  3. Генетический критерий. У каждого вида есть своё закрепленное количество хромосом. В случае человека – 46 хромосом. Сам такой набор называется кариотипом. Кроме количества, есть так же и другие закрепленные параметры, такие как форма и размер. Разное количество генетического материала ограничивает скрещивание между видами. В мейозе, как известно, половина хромосом переходит от одного родительского организма, половина – от другого. Так дочерняя особь приобретает то же самое количество хромосом, что было у ее предков. Если же у родительских особей количество хромосом разное, то здоровое потомство не произвести, так как в самом процессе мейоза будут сбои. Однако не стоит путать это с мутациями, которые приводят к тому, что появляется организм с другим количеством хромосом. Таким примером является трисомия по 21-й хромосоме, или синдром Дауна. Здесь происходит мутация в самом процессе мейоза, в результате чего потомство приобретает кариотип не 46, а 47 хромосом.
  4. Экологический критерий. Определяет то, какие роли в биоценозе играет организм: его положение в пищевой цепи, его взаимоотношения с особями других видов, его потребности в биотических и абиотических ресурсах.
  5. Географический критерий. Ограничивает ареал, на котором вид может обитать.
  6. Исторический критерий. Гласит, что у потомков вида есть общие предки, одна история возникновения рода, от которого они произошли.

Разные виды могут иметь одни и те же признаки по какому-либо критерию, поэтому при оценке необходимо сопоставлять каждый из вышеперечисленных критериев.

Читать еще:  Когда лучше обрезать деревья: весной или осенью?

(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна. (3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.

Экологический критерий описывает условия среды обитания, которые пригодны для вида (наличие пищи, климат, укрытия и тд, взаимодействие с другими видами)

Разберем каждое предложение по критериям:

  1. Внешний вид – морфологический критерий.
  2. Внешний вид – морфологический критерий.
  3. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий.
  4. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий (+ описание гусеницы – морфологический критерий)
  5. Внешний вид – морфологический критерий.
  6. Взаимодействие бабочки с деревьями – экологический критерий.

Ответ: 346

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. (2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. (3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. (4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля. (5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. (6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см.

Экологический критерий вида – каждый вид может существовать только в определенных условиях, занимать свою экологическую нишу.

То есть, нам нужно найти утверждения про места обитания вида (но не с точки зрения географии, а с точки зрения описания ареала), про взаимодействия с другими видами, про пищевые цепи, что, по сути, тоже взаимодействие с другими видами.

Помимо экологического, есть и другие критерии вида: генетический, географический, морфологический, биохимический, этологический, физиологический, исторический.

Разберем все варианты:

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. – географический.

(2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. – описание ареала, экологический.

(3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. – пищевые цепи, экологический.

(4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля. – описана смена ареала, сказано про питание, экологический.

(5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. – морфологический.

(6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см. – морфологический.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Органы чувств — пара щупалец — морфологический критерий. 1)

Цвет раковины — морфологический. 1)

Населяет пресные водоемы — экологический. 2)

Питается мягкими тканями растений — экологический. 2)

Раковина закручена — морфологический. 1)

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

В разных человеческих расах — разные ДНК

Расы — группы людей с ясно различимыми признаками — уже давно символизируют многочисленные попытки деления людей на низшие и высшие категории. До недавнего времени считалось, что наблюдаемые различия между расами обусловлены не генетическими, а чисто внешними причинами, в том числе социальными. Но есть данные, что популяции и расы всё же отличаются друг от друга по ДНК. То есть расы — это генетическая реальность. Но что тогда определяет поведение человека — асоциальное или нетрадиционную половую ориентацию — особые гены или воспитание?

«ДНК всех людей, независимо от цвета их кожи и текстуры волос, совпадают на 99,9%, так что с генетической точки зрения понятие расы бессмысленно», — утверждает Салли Лерман на страницах авторитетного Scientific American. По этой точке зрения, наблюдаемые различия между расами обусловлены не генетическими, а чисто внешними причинами, в том числе социальными. «Как показывают результаты исследований, понятие расы на генетическом уровне — это чушь, — продолжает она. — Расы подвержены изменениям — как в географическом, так и в историческом плане. . Придавая слишком большое значение ДНК, мы превращаем проблему состояния здоровья в биологическую неизбежность. Есть также большой соблазн использовать один и тот же инструмент, говоря о генетической подоплеке криминальных наклонностей или интеллекта».

Расы — это генетическая реальность

В целом, вывод о большом влиянии условий жизни на развитие личности в разных этнических и расовых группах справедлив. Однако генетические различия существуют. Более того, мы беремся утверждать, что популяции и расы отличаются друг от друга по ДНК — этому посвящен комментарий (предоставлено редакцией из июньского номера «В мире науки») Льва Животовского2, профессора, доктора биологических наук.

С большинством ее (статьи Салли Лерман) положений можно полностью согласиться. Действительно, понятие расы,как группы людей с ясно различимымиморфологическими признаками, давно уже стало символом деления людей на низшие и высшие категории. Различия между расами по пигментации волос, кожи и сопутствующим признакам в последние столетия стали основой тезиса о биологическом неравенстве людей.

Евгеника и психология, опираясь на данные тестирования (коэффициент интеллектуального развития IQ), пытались доказать генетическую природу неравенства рас. Однако популяционная генетика показала несостоятельность такого взгляда. Оказалось, что различия между представителями одной и той же расы намного превосходят различия между расами. А недавно было установлено, что люди даже разных рас отличаются друг от друга по ДНК меньше, чем разные особи шимпанзе в одном стаде. Тем не менее, мы не тождественны друг другу генетически (ДНК почти совпадают только у идентичных близнецов) — мы все немного отличаемся друг от друга.

Салли Лерман утверждает, что наблюдаемые различия между расами обусловлены не генетическими, а чисто внешними причинами, в том числе социальными. В целом, вывод о большом влиянии условий жизни на развитие личности в разных этнических и расовых группах справедлив. Однако генетические различия тоже существуют. Основываясь на данных последних лет, мы беремся утверждать, что популяции и расы всё же отличаются друг от друга по ДНК. Но их генетическое различие само по себе не может служить мерилом наследственного неравенства людей разного происхождения. Генетические различия между популяциями и расами — не есть биологическое неравенство: они эволюционно возникли и способны эволюционно изменяться.

«ДНК всех людей, независимо от цвета их кожи и текстуры волос, совпадают на 99,9%, так что с генетической точки зрения понятие расы бессмысленно».
Приведенный аргумент против существования генетических различий между расами на самом деле — не аргумент. Действительно, генóм человека состоит из трех миллиардов нуклеотидов (точнее, говорят о парах нуклеотидов, потому что ДНК состоит издвух комплементарных цепей). Поэтому 99,9% совпадения, или 0,1% различий, означает, что люди отличаются друг от друга по трем миллионам пар нуклеотидов. Вероятно, бóльшая часть этих различий приходится на информационно «молчащие» участки генома, но и остающихся функционально значимых различий достаточно, чтобы обеспечить индивидуальность каждого из нас. Известно, что ДНК человека и шимпанзе совпадают на 98-99% — цифра тоже на первый взгляд большая. Однако человек и шимпанзе — это разные зоологические виды, разделенные по меньшей мере пятью миллионами лет, прошедшими от отделения их эволюционных ветвей от общего предка.

«Как показывают результаты исследований, понятие расы на генетическом уровне — это чушь».

Сейчас можно сказать, что это не так — указанных трех миллионов пар нуклеотидов достаточно для того, чтобы обусловить генетические различия между расами. Недавно были обследованы более пятидесяти нативных популяций из различных регионов мира (Южной Африки, Западной Евразии, Восточной Азии, Океании, Америки) по почти четыремстам генетическим локусам различных участков генома3-4. Эти географические группы популяций соответствуют основным расам человека (термин «раса» в этих публикациях не употреблялся, поскольку за много десятилетий он оказался эмоционально перегруженным и вызывающим далекие от науки ассоциации). Оказалось, что среди этих локусов нет таких, которые бы четко «маркировали» ту или иную расу. Однако по каждому из них было выявлено практически неразличимое статистическими методами межрасовое различие. Эти мизерные отличия аккумулировались всеми четырьмястами локусами до полной расовой идентификации — по генетическому «профилю» каждый индивид мог быть однозначно отнесен к одной из географических групп.

«Расы подвержены изменениям — как в географическом, так и в историческом плане».

Указанные выше данные подтверждают этот вывод: обнаружены статистически значимые различия между популяциями (этническими группами) из одного географического региона (одной расы). Однако эти различия не были стопроцентными: индивид не всегда мог быть однозначно отнесен к той или иной популяции1. Сами же различия между географическим группами и между популяциями в пределах региона эволюционно развивались в течение многих десятков тысяч лет под действием мутаций и популяционно-генетических процессов, а степень различия соответствовала времени, прошедшему после выхода человека из Африки и расселения по разным континентам.

Времени генетической изоляции между регионами оказалось достаточно, чтобы аккумулированные генетические различия между ними стали идентификационно значимыми. Однако разделение популяций в пределах региона происходило гораздо позже, и потому оказалось недостаточно эволюционного времени для развития значимых различий в пределах региона. Правда, это не исключает того, что вовлечение в анализ, скажем, нескольких тысяч локусов аккумулирует дополнительные различия и позволяет идентифицировать популяции в пределах расы. Массовые миграции, межрасовые браки и метисация могут быстро, в течение нескольких поколений, разрушить эволюционно сложившиеся генетические различия. Это говорит о том, что раса — хоть и реальная, но не застывшая категория, не абсолютно разделяющая людей по биологическим признакам. Раса, как и этническая принадлежность, — понятие историческое, эволюционное.

Сказанное подтверждается еще одним фактом. По ДНК мы достаточно близки к неандертальцу, гораздо ближе, чем к шимпанзе, но мы с ним представляем различные эволюционные ветви, разошедшиеся от общего предка гораздо раньше, чем расы человека друг от друга, — порядка 500-700 тыс. лет назад. В рамках обсуждаемого вопроса, мы и неандертальский человек — это просто сильно различающиеся расы, достигшие статуса подвидов Homo sapiens: по современной номенклатуре, мы — Homo sapiens sapiens, а неандертальский человек — Homo sapiens neanderthalensis.Однако генетические различия между современными расами человека гораздо меньше, чем различия между нами и неандертальским человеком.

«Расы существуют по крайней мере как фактор различия с медицинской точки зрения. Нельзя отказаться от этого понятия, не отказавшись вместе с ним от всех известных на сегодня эпидемиологических данных». Разная распространенность наследственных патологий в разных расах также связана с эволюционными процессами. Наследственные заболевания возникают как «вредящие» мутации — «поломки» фукционально важных генов, которые потом передаются потомкам, если носители таких мутаций доживают до репродуктивного возраста. Поэтому определенная мутация, если она не исчезает, распространяется преимущественно среди близких популяций и далее через миграции. Так, на основе чисто случайного процесса появления вредящих мутаций, со временем возникают региональные различия по тем или иным наследственным патологиям. Этот процесс приводит к различиям в спектре наследственных болезней не только между расами, но и между популяциями в пределах расы. Конечно, распространенность того или иного наследственного заболевания может сдерживаться или, наоборот, усиливаться специфическими факторами среды обитания. И в этом смысле можно согласиться с фразой автора: «Раса является частью средового фона генома человека».

«Придавая слишком большое значение ДНК, мы превращаем проблему состояния здоровья в биологическую неизбежность. Есть также большой соблазн использовать один и тот же инструмент, говоря о генетической подоплеке криминальных наклонностей или интеллекта».

Эти справедливые фразы затрагивают важнейшую проблему: как соотносятся вклады генов и среды в развитие признаков и особенностей каждого человека. Действительно ли асоциальное поведение или нетрадиционная половая ориентация определяется особыми генами или же тому причиной воспитание? Сейчас стало модным ссылаться на генетическую фатальность ширящихся сегодня крайних проявленийличности. Однако серьезных доказательств тому нет, за исключением случаев, когда маргинальное поведение вызвано серьезными наследственными дефектами. Напротив, имеется большое число фактов, подтверждающих ведущую роль восприятия, подражания и мотиваций в развитии личностных особенностей.

«Раса — это нечто вроде родства».

Можно бы добавить — «эволюционного» или «генетического» родства.

Лев Животовский, CNews

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector